[spoiler]
15 августа 1917 г.
(Стенографический отчёт) [1]
Граждане и товарищи. Позвольте и мне тоже присоединить мой голос к тем голосам, которые звали весь русский народ раз навсегда порвать с циммервальдизмом и стать всем дружной стеной на защиту нашей родины и нашей революции. (Аплодисменты.) По-моему, родина и революция нераздельны. Родина сделала революцию, она должна ее довести до конца. В затяжной войне самые ужасные месяцы, это — последние месяцы войны. В эти последние месяцы решается, кто победил и кто побежден, и правду говорят немцы, что тот народ победит, у которого будет наибольшее мужество, наибольшая энергия, наибольшее единство в последние месяцы войны. Если бы немцы победили, последствия этого для нас были бы так ужасны, что просто даже больно говорить о них и пророчить такие вещи. Если русским народом овладеет усталость, то чем это кончится? Польша и Литва станут частью германского государства и увеличат германскую империю двадцатью миллионами народа. Курляндия отойдет к немцам, и тогда Рига и, может быть, Ревель, — во всяком случае Рига, — станет военной крепостью так же, как и Ковно. Для чего? Для защиты Германии? Нет, для нападения на Петроград и на Москву. (Голос: «Правильно!»). Я уже говорю не о том, что произойдет, если они возьмут при этом Одессу, и, может быть, даже Киев. Но что несомненно, — это то, что будет наложена громадная контрибуция, и в течение 25—30 лет мы должны будем обнищать так же, как Франция обнищала в первые 15—20 лет после поражения ее в 1871 году. Но знайте, товарищи, есть что-то худшее, чем все это: это психология побежденной страны. (Голоса: «Верно, «Правильно!») Психологию побежденной страны я пережил во Франции. Я не француз, но я с ними близко сошелся, и мое сердце болело, когда я видел, до чего Франция унижалась перед Александром и Николаем, до чего республика унижалась перед каким-то генералом Буланже, потому что она чувствовала себя до того побежденной страной, что прибегала ко всяким средствам, только чтобы избавиться от гнета этого поражения. Неужели и нам пережить это? Ни за что! (Аплодисменты всего зала.) Товарищи солдаты. Посмотрите, как итальянцы в эту самую минуту, борясь в местности ужасно гористой, где каждое орудие надо втаскивать руками по наклонам в 45 градусов, борясь вообще в ужасных условиях, одерживают победы и стремятся они так одержать их в данную минуту особенно для того, чтобы освободить нас в Румынии, где на нас, на Одессу, наступает австрийская армия. Берите с них пример, товарищи! (Аплодисменты правой. Голос: «Да здравствуют итальянцы!» Овации.)
Товарищи граждане, продолжать войну — одно великое предстоящее нам дело, а другое, одинаково важное, дело — это работа в тылу. Репрессивными мерами тут ничего не сделаешь. Нужно что-то другое. Нужно, чтобы русский народ во всей его массе понял и увидел, что наступает новая эра: такая эра, которая откроет всему народу возможность для каждого получать образование, жить не в той отчаянной нищете, в какой живет до сих пор русский народ, даже тогда, когда в Петрограде говорят, что он якобы зарабатывает миллионы, между тем как он во всякое время жил и живет вплоть до настоящего времени в ужасающей нищете. Нужно, чтобы народ русский понял, что мы все, господа, и вы (обращаясь направо), и вы (обращаясь налево) делаете все, чтобы этому народу жилось легче, чтобы ему открыть двери к свету, свободе и образованию. (Аплодисменты правой.) Разруха у нас идет ужасная. Но знайте, господа, что и в Западной Европе наступает новый период, когда все начинают понимать, что нужно строительство новой жизни, на новых социалистических началах. Возьмите Англию. Вы знаете, какая это была страна капитализма, заскорузлого капитализма, а между тем, если рассказать подробно, вы едва поверите, какой переворот совершается теперь в умах всего английского народа, сверху донизу, в особенности снизу доверху, в понятиях о собственности вообще, о земельной собственности, о социализме и коммунизме? Вы не только видите министра Ллойд-Джорджа, который произносит речи, проникнутые таким же социалистическим духом, как и речи наших товарищей социалистов, но дело в том, что в Англии, во Франции и в Италии складывается новое понимание жизни, проникнутое социализмом, к сожалению, государственным, и в значительной степени, но также и городским. Позвольте же мне, граждане и товарищи, призвать вас к такой же строительной работе. Тут кто-то говорил, что неопытна оказалась наша демократия. Да, да, мы все неопытны в деле общественного строительства. Кроме тех немногих, которые с головой окунулись в рабочую жизнь Западной Европы, большинство из нас проводило время в русских тюрьмах, в «Крестах» и т. п., в Нарымах и Средне-Колымсках, или же [бывали] перелетными, как перелетные птицы, за границей, ждавшие весны в России, чтобы начать полет на восток. Мы многого не знаем, многому еще должны учиться. Но, господа, у вас есть (обращаясь вправо), — я не говорю про ваши капиталы, — у вас есть то, что важнее капитала: знание жизни. Вы знаете жизнь, вы знаете торговлю, вы знаете производство и обмен. Так умоляю вас: дайте общему строительству жизни ваши знания. Соедините их с энергией демократических комитетов и советов, соедините то и другое и приложите их к строительству новой жизни: эта новая жизнь нам необходима. (Возгласы: «Браво!» Бурные аплодисменты.)
Наша милая бабушка [2] говорила вам об образовании. Да, это верная мысль, которую в шестидесятых годах высказывал также Стендаль для Англии. Ее стоит разработать и приложить ее к делу. Но не только это. Все нужно сделать, все нужно строить. У нас, в Петрограде видел хвосты, в которых жены рабочих стоят по два, по три, по четыре и пять часов, чтобы получить хлеб и немножко молока для своих грудных детей. Разве это организация? Где же вы, господа городские головы и организаторы городского хозяйства, что не можете упорядочить этого? Не ваша ли это обязанность, святая обязанность? Но не обязанность ли это каждого из нас — строительствовать? Я мог бы привести вам пример невероятного самопожертвования во Франции и в Англии со стороны женщин всех классов, всех сословий, начиная от работниц и до высших богатых классов, чтобы сорганизовать жизнь на новых началах. Делайте то же и вы! Делайте это великое дело. Я не могу долго занимать ваше время, но скажу еще одно. Мне кажется, нам, в этом Соборе русской земли, следовало бы уже объявить наше твердое желание, чтобы Россия гласно и открыто признала себя республикой (Голоса: «Правильно!» Все встают. Бурные
аплодисменты, переходящие в овацию.) При этом, граждане, республикой федеративной! Товарищи и граждане, заметьте, я не понимаю федерации в том смысле, в каком это слово употребляют, говоря о федерации в Германской империи: это не федерация. И если бы в России, на несчастье, различные народности разбились на мелкие государства: кавказское, украинское, финское, литовское и т. д., то это была бы такая катавасия (смех, аплодисменты), какую мы видим на Балканском полуострове. Это было бы поприщем для таких же интриг между всеми царьками — романовскими, т. е. годьштейн-готторнскими, кобургскими и т. п. Нет, не такая федерация государства нам нужна, а федерация, какую мы видим в Соединенных Штатах, где хотя каждый штат имеет свой парламент и этот парламент заведует всеми внутренними делами, но во всех делах, где требуется согласие нескольких штатов или же всех штатов, там они выступают, как тесный союз, как действительная федерация. Вы знаете, как дружно они все поднялись теперь, когда потребовалось выставить силы американской демократии против подлой австро-германской монархии! (Шумные и продолжительные аплодисменты.) Недаром соединились против Германии все демократии всего мира. Даже китайская и та присоединилась и, поверьте, она поможет нам чем-нибудь хорошим.
Так вот, я думаю, мы не предвосхитим ничего из прав Учредительного Собрания, — я вполне признаю, что ему должно принадлежать суверенное решение в таком вопросе, — если мы, Собор русской земли, громко выразим наше желание, чтобы Россия была провозглашена республикой. Мы этим только облегчим работу Учредительному Собранию, и нам будут благодарны все остальные народы Европы и Америки. ([Возгласы]: «Правильно!» Бурные аплодисменты.) Так вот, граждане, товарищи, пообещаемте же, наконец, друг другу, что мы не будем более делиться на левую часть этого театра и на правую. (Бурные аплодисменты.) Ведь у нас одна родина, и за нее мы должны стоять и лечь, если нужно, все мы, и правые и левые. (Бурные аплодисменты, переходящие в овацию.)
__________
1. Стенографический отчёт Государственного совещания 1917 г., Москва,
книжное издание 1930 г., 372 с. (pdf). Речь П.А.Кропоткина с. 229-232.
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/8391
2. «Милая бабушка» это Екатерина Брешко-Брешковская (предыдущий оратор).
* * *
[/spoiler]
[merge_posts_bbcode]Добавлено: 11.04.2018 22:59[/merge_posts_bbcode]
Из "Воспоминаний" Н.Махно . Книга l . Русская революция на Украине ( от марта 1917 по апрель 1918 )
[spoiler]
За это время, пока мы были заняты формальным переименованием союза в совет, в Москве 14 августа открылось Всероссийское демократическое совещание, и на его трибуне показался уважаемый, дорогой наш старик — Петр Алексеевич Кропоткин.
Гуляйпольская группа анархистов-коммунистов остолбенела, несмотря на то что глубоко сознавала, что нашему старику, так много работавшему в жизни, постоянно гонимому на чужбине и теперь возвратившемуся на родину и занятому в старческие годы исключительно гуманными идеями жизни и борьбы человечества, неудобно было отказаться от участия в этом Демократическом совещании. Но эти соображения отходили на задний план перед тем трагическим моментом революции, который понемногу должен был наступить после совещания. Мы в душе осудили своего старика за его участие в этом совещании, думая, что он из бывшего учителя революционной анархии превращается в сентиментального старца, ищущего спокойствия и сил для последнего применения своих знаний в жизни. Но этот суд над Петром Алексеевичем был внутри самой группы, в ее душе, замкнутой для врагов. Происходило это потому, что глубоко, в самых тайниках души группы, Петр Алексеевич оставался великим и сильным теоретиком анархизма. Это подсказало нам, что, не сломи его физически время, он стал бы перед русской революцией практическим вождем анархизма. Правы ли мы в этом или нет, но на тему его участия во Всероссийском демократическом совещании в Москве мы никогда не вступали в спор со своими политическими врагами...
Итак, мы с замиранием души прислушивались к тому, что скажет Петр Алексеевич. Мы не теряли веры, что он останется навсегда близким, дорогим нашим стариком, но момент революции зовет нас в свою сторону. В силу ряда причин чисто искусственного характера в революции замечается застой. На нее надевается петля всеми политическими партиями, участвующими во Временном правительстве. А ведь они, все эти партии, шаг за шагом все прочнее и решительнее приходят в себя и становятся грозной силой контрреволюции...
[/spoiler]
Штаммлер Рудольф (1856-1938) – немецкий теоретик права.
Ещё не читал , но про то какие немцы социалисты и анархисты много есть у Бакунина
]]>По городу были расклеены антисоветские листовки.
Тут не совсем понятно . Кто так оперативно выпустил листовку во время стихийного бунта ? Может какая-то подпольная краснодарская организация ? Или просто инициативная группа антисоветски настроенных граждан ?
]]>Эти горцы воевали на их стороне против коммунистов Вьетконга и Лаоса.
это скорее всего разборки позднейшего периода вьетнамской нац.-освободительной революции , наподобие войны махновцев с большевиками .
]]>Нету больше сайтика , надо , наверное , прямо здесь о Лионе выкладывать , все-таки , как справедливо было замечено , положил он отчёт развитию новой идеи - анархии .
Для начала более подробный исторический очерк Моносова "Два восстания лионских рабочих" ( буду выкладывать по частям , чтобы не сильно утомлять читателя )
[merge_posts_bbcode]Добавлено: 07.04.2018 21:41[/merge_posts_bbcode]
О самом Моносове в сети не очень-то густо .
Вот:
Моносов Сергей Михайлович (1893 – репрессирован в 1933). Профессор МГУ. Заведующий кафедрой истории эпохи промышленного капитализма (1930–1931), декан (1930–1931) историко-философского факультета. Заведующий историко-философским отделением (1931). Директор Московского института философии, литературы и истории им. Н. Г. Чернышевского (1931–1932). Область научных интересов: история Французской революции.
http://istmat.info/node/28441
Сергей Михайлович Моносов
ДВА ВОССТАНИЯ ЛИОНСКИХ РАБОЧИХ
Харьков : Главполитпросвет . Издательство "Путь просвещения" при Наркомпросе У.С.С.Р. 1923
СОДЕРЖАНИЕ
1.Предисловие
2.Положение рабочих и вопрос о тарифе
3.Ноябрьское восстание
4.Между двумя восстаниями
5.Апрельское восстание
6.Заключение
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сколько мне известно , на русском языке не существует ни одной работы , посвящённой Лионским восстаниям 1831 и 1834 гг.
Между тем восстания эти , как ранние выступления пролетариата , представляют собою значительный интерес .
Эти соображения и заставили меня выпустить в свет настоящую небольшую брошюру . Желая сделать её более популярной , я не стал загромождать её текста ссылками и указаниями на использованные источники и литературу , поэтому считаю необходимым сделать в настоящем предисловии все необходимые указания .
"Histoire des insurrections de Lyon" Monfalcon'a и несколько документов , имеющих , правда , косвенное отношение к нашей теме и напечатанные в "Revolution de 1848" Jeanjan'ом ( mars - avril 1914 ) - вот доступные для меня источники . Что же касается пособий , то в качестве таковых мною использованы : Festy "Mouvement ouvrier au debut de la monarchie de juillet" ; Luis Blanc "Histoire de dixans" , t.lll и lV ; Грегуар"История Франции в XlX в." , тт. I и ll .
Статья Alazard'a"Les canses de l'insurrections lyonnaise de novembre 1831" в "Revue Historique" , sept.- dec. 1911 , Pariset"Histoire de la fabrique lyonnaise ", Tchernoff " La partie republicain Sous la monarchie de juillet".
С.Моносов
Зиновий Зиник
Обозреватель "Пятого этажа"
Я хорошо помню, как, четырехлетним карапузом, сидя на плече отца
Тоже из детства вспомнилось . Во время ельцинистско-народного восстания против мятежа ГКЧП в 1991 , мой папа , артист симфонического оркестра , все порывался уйти на баррикады и говорил , что у него воинская специальность - пулеметчик ; а мать его не пускала и говорила , что у него пятеро детей .
Насколько к 1991-му люди ненавидели власть , что в едином порыве всех , от милых московских выпускников до скромных шахтеров , от натренированных ельцинских активистов до панков-бунтарей и от миролюбивых отцов семейств до Ш.Басаева ( а как же , Шамиль тоже был среди защитников свободной России ) , все рванули оборонять Белый Дом от "озверевшей коммуно-фашистской сволочи".
"Система дежурств"...
Нда...
...Собственно , почему именно "система" ? И почему именно "дежурств" ?
...Ну , да ладно...
..."Она была нужна для обороны земледельцев от враждебных кочевников"...
...Короче , суть сказанного примерно такова : всё ( всё - это то есть противостояние анархизма и государственничества , как двух ( чуть не сказал "двух классов-антагонистов" ) прям-таки полярно противоположных тенденций в культурном , социальном , политическом , идеологическом и каком угодно развитии общества ) началось с развитием оседлого земледелия ( то есть вот так вот просто , без метафизики и тов. Букчина с его " поворотными пунктами" , "подъёмом воинов" , "возникновением города , национального государства и капитализма" и пр....Соответственно , кочевников из списка проблем между государственничеством и анархизмом исключаем... Всех этих первобытных охотников , собирателей , рыболовов , а также скотоводов - исключаем из системы дежурств , потому что , в принципе , не нужно им было никакое дежурство ; охранять , собственно , по-большому счёту , было нечего , так как кочевали они повсюду , где произрастали объекты их собирательского промысла и водились объекты их охотничье-рыболовного и , как следствие , оленеводческо-скотоводческого промысла . В этом смысле , все наше первобытнообщинное прошлое ( как культурная , общественно-социальная и т.д. , организация ) , было , по-большому счёту равнозначно социальной организации у животных ( если , конечно , организацию животных можно назвать организацией ) ...
Соответственно , все проблемы между анархизмом и государственничеством начались с возникновением оседлого земледельческого посёлка , как следствие - с возникновением излишков урожая , как следствие - с возникновением возможности этими излишками манипулировать , и т.д. , и т.п. , что в совокупности со всеми факторами , которые были прекрасно описаны товарищем М.Букчиным , но не имеющими с моей , тяготеющей к вульгаризму , точки зрения , решающего значения , дало возможность говорить о начале постепенного перехода человечества из животного , кочевого и первобытнообщинного состояния в состояние качественно иное , которое я и обозначил таким немного нелепым ( каким он мне показался пару дней назад через четыре года после создания темы - ЕФА уже неделю недоступен , чёрт ) термином СИСТЕМА ДЕЖУРСТВ .
[merge_posts_bbcode]Добавлено: 04.04.2018 22:27[/merge_posts_bbcode]
Итак , систему дежурств "разъедали несправедливость и следующее за ней неравенство. Они породили огромную рабовладельческую Римскую империю ,подавившую нормальный рост соседних государств и племен."
То есть...то есть наши оседлые и земледельческие системы дежурств сразу же оказались на первом поворотном пункте истории ( по Мюррею Букчину это был подъём воинов ) и так или иначе выбор между солидарностью и конкуренцией , справедливостью и произволом , самоуправлением и государством , равенством и иерархией , свободой и угнетением был сделан . И это был расцвет великой рабовладельческой империи Рима .
Далее у меня : "По-другому развивались северные европейцы, осознавшие необходимость более жесткой самоорганизации ,отступив под натиском римской агрессии до самого североатлантического побережья. Северяне отличались слабовыраженным социальным неравенством и ярко выраженным либерализмом, этому способствовали до конца не изжитый менталитет первобытных охотников, не нуждающихся в рабах, общая бедность, из-за рискованного на севере земледелия и неприятие образа жизни вражеской рабовладельческой Римской империи."
Здесь имеется ввиду та средневековая европейская культура , которая дала толчок научной революции . К ней часто отсылал Петр Алексеевич , а у Букчина она была обозначена , как третий поворотный пункт истории в главе "Возникновение национального государства и капитализма".
[merge_posts_bbcode]Добавлено: 04.04.2018 23:33[/merge_posts_bbcode]
Ну а там , где третий поворотный пункт истории , там , естественно , и четвёртый . Но у меня с товарищем Мюрреем разные задачи , поэтому его четвёртый пункт характеризуется вот этой его цитатой : "дверь , через которую Новые Левые могли открыть дорогу будущего....все ещё ходит туда-сюда на своих петлях" ,
а мой пункт номер четыре это всего лишь освоение Сибири казаками и параллельное ему освоение Америки ковбоями . Американский День Независимости был первой по-настоящему крупной и важной победой повстанцев в мировой истории . Напротив , казацкое сопротивление в России было потоплено в крови и это стало фактором в ходе истории российского , французского и испанского сопротивлений и , непосредственно , АНАРХИЗМА .
[merge_posts_bbcode]Добавлено: 05.04.2018 18:39[/merge_posts_bbcode]
И тут вы спросите : почему ? Почему это , интересно, разгром российского казачества и победа американского повстанчества это важный фактор в истории сопротивления и анархизма ? Как это все повлияло на французскую , испанскую и российскую революции ?
Ну , во-первых имел место экспорт революции из Нового света в свет старый . И различия между французским , испанским и российским вариантами в том КАК именно власти держали этот удар , этот экспорт американской революции на европейский континент . Забегая вперёд надо сказать , что выйти из этой передряги с честью удалось лишь испанскому государству ( недавние репрессии против каталонского нац.-освободительного движения живо напомнили нам о том , что фашист Франко жив в сердцах испанской власти ! А ведь на дворе 21 век .).
Хуже всех пришлось властям российской империи . Аукнулся нашей истории палач пугачёвцев граф Суворов ; из глубины сибирских руд материализовались проклятья декабристов . И ведь крепостное право отменили , и столыпинскую реформу провели , но...подвела империалистическая . Убедившийся на четвёртом году окопов и непрекращающейся крови в том , что такое политика государства , народ встал на дыбы и просто ликвидировал российский истиблишмент . Вы слишком долго тянули , господа . И в этом смысле истеблишмент французов был более изворотлив .
[merge_posts_bbcode]Добавлено: 05.04.2018 19:30[/merge_posts_bbcode]
Теперь по анархии , анархизму и анархистам .
Собственно , тот самый американский экспорт революции не нес в себе анархической составляющей , в смысле сформулированного отношения повстанчества к государству как к принципу . За океаном всё решилось в пятнадцать лет войны с британской метрополией и это всё подразумевало в первую очередь всеобщую свободу делать бабки . Имхо это убило американский анархизм в зародыше - его туда завезли уже обратным рейсом из Франции .
Французская революция это , как известно , вопрос дискуссионный и ещё как дискуссионный . Единственное , можно с уверенностью сказать , что пятнадцатью годами ( как в Америке ) дело не обошлось , но при этом французский истеблишмент , пусть с небольшими потерями , но выжил ( в отличие от российского истеблишмента ) . Все это создало почву для достаточно свободного , пестрого и разнообразного политического , идеологического и философского поиска молодого рабочего движения , пролетарского повстанчества Франции и , наконец , разродилось анархистскими манифестами Пьера-Жозефа Прудона: от критической , конца 1830-х "Что такое собственность" до конструктивной , середины 1860-х "О политической способности пролетариата" .
[merge_posts_bbcode]Добавлено: 05.04.2018 20:58[/merge_posts_bbcode]
Остаётся Испания .
Как известно просвещенная британская метрополия в истории сопротивления и анархизма занимает , в общем-то , довольно скромное место . Все дело в британской просвещенности , берущей своими истоками те самые , любимые Кропоткиным и Букчиным , свободолюбивые средневековые европейские города . Соответственно с потерей Соединенных Штатов на туманном Альбионе в этом отношении изменилось немногое .
Совсем по-другому обстояли дела в не просвещённой испанской метрополии в эпоху весёлых бесчинств Симона Боливара и других знаменитых повстанческих командиров в испанских колониях Латинской Америки . Потеря Испанией своих американских колоний оказала на испанский истеблишмент влияние в том смысле , что он по мере сил , старался уже больше ничего не терять , чему в том числе способствовала довольно изолированная и небольшая географическая местность Пиренеев ( в отличие от бескрайних просторов России ) и барселонские бакунисты так и не смогли , по примеру российских единомышленников , ликвидировать свою социально-политическую элиту , ни в 1873-м , ни в 1936-м .
[merge_posts_bbcode]Добавлено: 05.04.2018 21:43[/merge_posts_bbcode]
Теперь интересно . Пока что про анархистов было сказано только то , что их движение зародилось во Франции . А никто не обращал внимания на то , что все крупнейшие анархо-повстанческие движения развивались на национальных окраинах ? Например во французском случае это в основном окситаноязычный юго-восток ( родной город Прудона Безансон , два крупнейших чернознаменных восстания в Лионе , наконец Юрская федерация Интернационала ).
Что такое анархизм в России ? Это в первую очередь махновская Революционно-Повстанческая Армия Украины . Что такое анархизм в Испании ? Это в первую очередь анархо-синдикалистская НКТ каталонской Барселоны . Окситания во Франции , Украина в России и Каталония в Испании - вот где родился и вырос анархизм - на национальных окраинах великих держав , а не среди столичных титульных национальностей . Что это значит ? Не знаю .
[merge_posts_bbcode]Добавлено: 05.04.2018 21:57[/merge_posts_bbcode]
Всё . Всё что хотел прокомментировать - прокомментировал . Но в сюжете осталась одна интрига - ведь если , как было написано , россияне ликвидировали свой истеблишмент , то что же они так до сих пор и живут при...при анархии ??? Но это уже отдельная тема про Гражданскую войну , историю СССР , перестройку , ГКЧП , разгон Верховного Совета , ельцинизм , путинизм и т.д. и т.п.
А я хотел бы только поблагодарить группу "Алиса" , Егора Летова и Петра Рауша , за вклад в развитие современного анархизма .
Что касается просьб к властям, то это вопрос личных принципов и полезности результата. Например, многие анархисты владеют автомобилями или объектами недвижимости, зарегистрированными в государственных органах, а не нанимают для охраны контр-экономических охранников, которые будут будут охранять и защищать (в том числе от государства, если оно захочет провести через твой огород автостраду). Вряд ли они делали этот выбор добровольно, на рынке пока плохо предоставляются подобные услуги из-за искажений, вызванных интервенционизмом. Многие носят с собой государственный паспорт, потому что без бумажки может случится неприятность (хотя в последнее время мне везёт на работодателей и провайдеров услуг, которые не запариваются на эту тему, а ментам умудряюсь не попадаться, даже когда демонстративно нарушаю законы и других агитирую за их нарушение).
Также и в данном случае: если какие-то "письма президенту" помогут достижению ненасильственного результата и вытеснят государство из отдельно взятого дома, то это точно также может иметь место – примерно как никто не запрещает униженно просить грабителя на улице не забирать последний червонец, оставленный на автобус до дома. Сам я, конечно, сомневаюсь, что буду подписывать письмо президенту или униженно просить что-то у грабителя.
]]>