Объявление

Работа форума приостановлена, регистрация участников запрещена.
Ведутся работы над новой площадкой для общения. Форум переведён в режим архива.

#1 02.07.2009 13:09

Spongebob
Гость
Зарегистрирован: 02.07.2009
Сообщений: 216
Сайт

Анархизм и система образования

приветствую!
хотелось бы узнать, какая критика существующей системы образования сформулирована анархизмом, какие концепции есть.
для начала, на уровне теоретическом, в виде общей принципиальной критики. затем, конечно, можно заняться и разбором полётов - то бишь как были осуществлены какие-то реальные проекты.
мне в голову чё-то из критики ничего, кроме штирнерова "das unwahre princip unserer erziehung" (типа неверный принцип нашего воспитания) не приходит, да я и это не удосужился прочесть. )))

Не в сети

#2 02.07.2009 13:36

WhiteTrash
Гость
Откуда СПБ
Зарегистрирован: 18.05.2009
Сообщений: 15
Сайт

Re: Анархизм и система образования

Spongebob пишет:

приветствую!
,какие концепции есть.

тоже бы не против узнать мнение более знающих товарищей...)))


визитная карточка
67308901.gif
apolit.gif
Самый честный интернет п*зд*б*л

Не в сети

#3 02.07.2009 15:15

Егор
Политрук
Откуда Внутренняя Монголия
Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщений: 1,031
Сайт

Re: Анархизм и система образования

А посмотрите для начала http://vintovka.front.ru/rezol.htm вроде там была резолюция о ликвидации госсистемы образования. Или погуглите. А потом поговорим про альтернативы, если не возражаете.


Спасти майора Матвеева http://politzeky.ru/soyuz-solidarnosti/ … 94679.html

Не в сети

#4 02.07.2009 16:22

Махновец
Гость
Откуда Россия, РКАС
Зарегистрирован: 20.05.2009
Сообщений: 164

Re: Анархизм и система образования

Spongebob пишет:

приветствую!
хотелось бы узнать, какая критика существующей системы образования сформулирована анархизмом, какие концепции есть.
для начала, на уровне теоретическом, в виде общей принципиальной критики. затем, конечно, можно заняться и разбором полётов - то бишь как были осуществлены какие-то реальные проекты.

"Либертарная (свободная) педагогика"
http://rkas.org.ua/forum/viewtopic.php?f=4&t=295

Егор пишет:

А посмотрите для начала http://vintovka.front.ru/rezol.htm вроде там была резолюция о ликвидации госсистемы образования. Или погуглите. А потом поговорим про альтернативы, если не возражаете.

Иду по ссылке - вместо букв - кракозябра...:(


013115d71090501d9a5e119165c5.gif

Не в сети

#5 02.07.2009 17:34

korro
Гость
Откуда Германия
Зарегистрирован: 17.05.2009
Сообщений: 38

Re: Анархизм и система образования

Махновец пишет:

Иду по ссылке - вместо букв - кракозябра...:(

Надо ручками самому в браузере кодировку выставить Unicode UTF-8
Видимо сервак там странный какой-то или еще чего, потому как в head кодировка вроде верная стоит.
А скорее всего где-то ошибка в коде. Фронтпэйдж еще тот редактор для веба.
я там  lang не увидел, а при UTF логично было бы указать какую часть табели использовать smile

Изменено korro (02.07.2009 17:38)

Не в сети

#6 03.07.2009 14:58

Spongebob
Гость
Зарегистрирован: 02.07.2009
Сообщений: 216
Сайт

Re: Анархизм и система образования

Резолюция XX Съезда АДА
О ЛИКВИДАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Современная система образования была создана аппаратом власти и никогда не менялась по существу. Как учителя, так и ученики попросту лишены права принимать участие в организации процесса, в котором они непосредственно задействованы. Образование должно быть творческим процессом, в котором взаимодействуют педагоги и ученики, однако и те, и другие оказались в положении пассивных исполнителей процедуры, необходимость которой никогда не ставилась ими под вопрос. На самом деле, система образования не развивает человека, а скорее его социализирует, т.е. прививает образ мышления, при котором человек будет более управляем. Уровень знаний, который люди получают в настоящее время, при правильном подходе можно получить за гораздо меньшие сроки.

Мы, считаем, что и педагоги, и ученики должны иметь возможность принимать живое участие в организации процесса образования - процесса, в котором они непосредственно задействованы. Это возможно только в случае выведения образования из-под государственного контроля и надзора. Чтобы добиться этого, мы должны требовать:

- Полного освобождения от налогов для образовательных учреждений;
- Ликвидации государственных стандартов обучения и лицензирования учебных заведений;
- Перехода образовательных учреждений в руки их трудовых коллективов.

Программы обучения могут устанавливаться на местах, посредством договора между обучающимися и обучающими. Процесс образования должен носить исключительно договорной характер. Педагоги и ученики должны находиться в равных правах при принятии решений. Главное - это живое взаимодействие между ними. Свободный договор - это основа свободного общества.

16-19 августа 2007, Ярославль

http://vintovka.front.ru/20ada2007-03.htm

енто што ли?
прочёл абстрактные положения, как и было предложено. мне кажется там всё верным, кроме "освобождения от налогов" и "от государства" - я, конечно, приветствую это дело, но мне не кажется, что гос-во бедет терпеть рядом с собой свободные школы и универы. в крайнем случае, оно признает какие-то альтернативные модели, но чтобы смириться с таким вызовом, ему, пожалуй, придётся закончится. )))

@махновец: спасибо, прикольный топик. (кстати, я когда-то правил гореновский перевод голдмэн про феррера, где-то валяется у меня).

Не в сети

#7 08.07.2009 01:12

anarchist IVANOV
Преподобный
Откуда Ярославль
Зарегистрирован: 30.04.2009
Сообщений: 2,141
Сайт

Re: Анархизм и система образования

Spongebob пишет:

прочёл абстрактные положения

На то она и резолюция, принятая консенсусом. По крайней мере, она вкратце повествует о том, почему не надо бороться за "бесплатное государственное образование". Сейчас резолюция в качестве обязательной не действует, куски раскиданы по Программе АДА и Стратегии АДА.

Spongebob пишет:

мне кажется там всё верным, кроме "освобождения от налогов" и "от государства" - я, конечно, приветствую это дело, но мне не кажется, что гос-во бедет терпеть рядом с собой свободные школы и универы. в крайнем случае, оно признает какие-то альтернативные модели, но чтобы смириться с таким вызовом, ему, пожалуй, придётся закончится. )))

Ну так о чём и речь smile Требовать налогового иммунитета - всё равно, что требовать ликвидации государства. Потому и призываем требовать ликвидации налогового гнёта, что иной путь ликвидации, кроме как через разрушение государства - невозможен wink

korro пишет:

Видимо сервак там странный какой-то или еще чего, потому как в head кодировка вроде верная стоит.

Да, там вроде бы поменяли кодировку по умолчанию, некоторое время назад всё отображалось так, как надо. Сейчас этим не занимаемся, потому что ещё один съезд на носу, будем окончательно приводить в порядок документы, к тому же планируем вскоре доделать движок для основного сайта на http://anarhist.org/ и запустить сайт уже здесь.


d1884d4998f0.png
062d47943720.gif
aca6d123aee8.png

Не в сети

#8 18.10.2009 23:24

Spongebob
Гость
Зарегистрирован: 02.07.2009
Сообщений: 216
Сайт

Re: Анархизм и система образования

экхм, довелось перелистать "growing up absurd" пола гудмэна. действительно, слишком какой-то хороший человек... не впечатлила меня его видиние образовательной системы...

нашлась такая фишечка у crimethinc -

Децентрализация

Существует много аспектов децентрализации с неформальных поселениях. Основные городские инфраструктуры и услуги децентрализованы, несомненно, благодаря тому, что лачуги отключены от централизованных услуг, но и по другим причинам. Ограниченные ресурсы, малый объём, само-организация и желание прямого участия и контроля ? некоторые из причин, по которым барачные посёлки применяют децентрализацию. Несмотря на свой недостаток ресурсов, многие из этих децентрализованных услуг оказываются более эффективными, чем централизованные модели.

К примеру, использование коммунальных мини-автобусов в поселениях на юге Истамбула очень популярно. Автобусы ходят более регулярно и более безопасны, чем их централизованные коммерческие конкуренты. Децентрализованные колодцы в барачных гетто Боливии оказались столь успешными в снабжении жителей водой, что великие и могущественные планировщики ООН решили исследовать эту модель на предмет использования в других регионах.

Даже образование и забота о детях являются зачастую децентрализованными. В Лиме децентрализованное образование предоставляется «странствующими» учителями, которые передвигаются от одной крошечной соседской школы к другой ? иногда до четырёх школ за один день. Иногда учителя выстраивают отношения с несколькими школами и соглашаются на компенсацию за свои услуги. Это обычное дело для школы в квартале ? заполучить четырёх или пятерых учителей с основательным высшим образованием и опытом, которые приходят на уроки и уходят в течение одного школьного дня. Без этой организации для одной крошечной школы было бы невозможным найти персонал такого калибра. Забота о детях в большинстве барачных городков, где большинство матерей работают, тоже децентрализована. Люди (мужчины, женщины, сводные братья и сёстры постарше, пожилые люди и инвалиды) не занятые на работе позаботятся о детях работающих родителей. Это позволяет детям иметь более широкую сеть социальных контактов, чем в традиционной системе в западном стиле. Исследователь из Cooperative Housing Foundation обнаружил, что дети в лачугах на окраине Боготы создали долгосрочные связи с более чем двадцатью пятью взрослыми вне своих семей в течении недели посредством ротирующему неформальному присмотру.

речь, елси не понятно сразу - о жизни в slums. как бе слышу об этом в первый раз и таки впечатлён...

Не в сети

#9 06.12.2009 14:30

zlukan
Забанен
Зарегистрирован: 22.05.2009
Сообщений: 54

Re: Анархизм и система образования

Опасность: детство под контролем

Именно на заре жизни решается все. Поэтому власти пытаются взять под свой контроль молодежь, с рвением занимаются разрушением школ и пытаются коммерциализировать образование. В честь годовщины смерти Франсиско Феррера, мы предлагаем вам подборку статей на тему детства.

Все представленные ниже статьи взяты из специального приложения к «Монд Либертер» (№ 1567, 8-14 октября 2009), перевод с французского: zlukan

Разочарование
Письмо профсоюзам

В 2008-2009 учебном году мы стали свидетелями того, как некоторые учителя, так называемые «отказники совести», начали оказывать сопротивление и отказались приводить в действие многие реформы, навязываемые сверху министром национального образования. Так называемые «наиболее представительные профсоюзы» практически не оказали никакой поддержки этим учителям и не одобрили их анализ ситуации и аргументацию. Разочарование сопротивляющихся работников образования разделяет большое количество их коллег-учителей. Текущее положение вещей может представлять угрозу самому существованию профсоюзных организаций в сфере образования.

ML_1567_recto-3cf39.gif

ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ,

К концу этого учебного года мы сделали для себя горький вывод: учительский состав, сумев оказать сопротивление, погряз на настоящий момент в индивидуализме и смирении. Конечно, есть те, кто продолжает проводить акции неповиновения, сопротивляется, нарушает программы и директивы. Но есть и коллеги, замыкающиеся на своем классе, ожидающие окончания этой эпопеи, приводящие реформы в действие, чтобы не создавать себе лишних проблем...

Но этот учительский состав утратил свои убеждения, обязательства, идеалы. Как он сможет снова обрести их в рамках реакционных политических проектов или слишком нерешительных профсоюзных акций, которые часто совершенно оторваны от действий на местах – от действий коллективов, в самом начале задающих тон в борьбе, еще до возникновения громких лозунгов?

Большая часть учителей разочарована, каждый пытается в работе найти компромисс со своей профессиональной совестью...

Новые регрессивные программы, сокращение времени обучения, четырех-дневная неделя, неэффективность персонализированной помощи отстающим ученикам, падение уровня подготовки учителей, презрение к работе педагогов, введение оценок в классах CE1 и CM2 (1), авторитарные предписания школьных инспекторов, информационная слежка за мнениями персонала, дополнительная трудовая нагрузка на директоров школ и т. д. – все эти изменения были введены в действие практически без протеста профсоюзов. Поведение последних – симптоматично. Если день профсоюзных акций в октябре 2008 года и был многообещающим, дальнейшее развитие событий не оправдало всеобщих ожиданий.

Те из нас, кто имеет более амбициозные представления о роли образования в жизни граждан и в становлении более справедливого общества, не смогли смириться с применением регрессивных мер. Они ослушались, действуя в обход новых правил, изменяя или сохраняя свою преподавательскую практику. Некоторые действуют скромно, другие же предпочитают открыто заявить о своем несогласии, считая, что могут, таким образом, вызвать дискуссии среди учительского состава и способствовать профсоюзной мобилизации.

В ответ они получили только давления, угрозы, санкции, урезывание заработной платы, дисциплинарные комиссии, молчаливые предписания... Фаталистический тон некоторых профсоюзов, типа: «У нас нет выбора. Мы должны повиноваться, даже если эти реформы не идут в правильном направлении» – безусловно, сильно помешал мобилизации.

Даже если неповиновение и не могло было быть открыто одобрено профсоюзами, альтернативные педагогические практики «непослушных» должны были бы получить высокую оценку и послужить фундаментом для размышлений и дискуссий с инстанциями министерства. Недостаточно ясная и недостаточно репрезентативная позиция по отношению к «непослушным» шокировала педагогическое сообщество и широкую общественность и, естественно, уменьшила доверие ко всем профсоюзам.

Вы должны были коллективно реагировать на несоразмерность принятых тогда санкций и напомнить, что другие «непослушные», выступавшие против закона об ориентации 1989 года с введением циклов, программ 2002 года, TPE (2), некоторых рекомендованных методов чтения, в свое время, не были наказаны. Напротив, некоторые были даже награждены г-ном Даркосом (3), получив республиканские почести.

Еще не слишком поздно, чтобы действовать. Профсоюзам нужен мотивированный, размышляющий, способный видеть последствия реформ в долговременной перспективе, учительский состав. Развивайте альтернативные и инновационные педагогические практики и твердо осуждайте министерские перегибы.

От имени педагогического движения, которое всегда стояло на стороне профсоюзов с целью построения более справедливого, более открытого миру общества, с целью защиты народной, в самом благородном смысле этого слова, школы, мы адресуем вам этот призыв:

Заставьте нас поверить в мечту!.. и мобилизация станет реальностью.

Административный Совет Кооперативного Института Современной школы (ICEM) (4)
___________________________________________________________________________
(1) Классы CE1 и CM2 примерно соответствуют 2-ому и 5-ому классам российской средней школы. – (прим. перев.)

(2)Travaux personnels encadrés (TPE) – индивидуальные сеансы работы, проходящие под контролем преподавателя, и представляющие собой, по сути, предварительный государственный экзамен по окончании лицея.

(3) Ксавье Даркос – министр национального образования Франции с 2007 по 2009 годы.

(4) Institut Coopératif de l'Ecole Moderne (ICEM) – Во Франции «Движение за Современную школу» представлено «Кооперативным Институтом Современной школы» (ICEM), который был основан в 1947 году Френе и областными группами. Френе возглавлял это движение вплоть до своей смерти в 1966 году. После смерти Френе ICEM постепенно удалился от его идей, испытав множество влияний. В Бельгии (Валлонии) с 1937 года существует филиал движения под названием «Народное образование», в Швейцарии с 1998 года образована «Швейцарская группа Современной школы», которая объединяет «Франко-швейцарскую группу Современной школы», созданную в 1952 году, «Женевскую группу Современной школы», сформированную в 1968 году и «Рабочую швейцарско-немецкую группу ''педагогика Френе''», созданную в 1977 году в Цюрихе.

Не в сети

#10 06.12.2009 14:32

zlukan
Забанен
Зарегистрирован: 22.05.2009
Сообщений: 54

Re: Анархизм и система образования

ПРИЗЫВ К СОЗДАНИЮ ФРОНТА ДЕТСТВА!

194_1_couv_348_C_copie.jpg

Конгресс ICEM (1), проходивший в Страсбурге с 21 по 24 августа 2009 года, позволил нескольким организациям, занимающимся защитой прав ребенка, подумать над тем, как заставить публичные власти уважать обязательства, которые взяла на себя Франция, ратифицировав Конвенцию.

Выяснилось, что первым и срочным шагом должно быть обеспечение того, чтобы дети знали свои права и чтобы взрослые были проинформированы и подготовлены к отстаиванию этих прав. Защитники прав ребенка знают, что во Франции, несмотря на их безустанные действия, существует серьезный пробел в этой области.

Впрочем, к такому же выводу пришел и Комитет по правам ребенка ООН, заседавший в Женеве 26 мая прошлого года. Вывод этот оформлен в одной из его рекомендаций от 12 июня 2009. Чтобы на деле осуществить эту рекомендацию, ICEM на своей Генеральной Ассамблее 23 августа 2009 года (см. ниже) принял резолюцию по вопросу школы.

Столкнувшись с ростом нацизма и вдохновившись настроем Народного фронта, Селестин Френе призвал к созданию в 1935 году Фронта детства.
Можно поинтересоваться, почему в 2009 году в стране, двадцать лет назад подписавшей международную Конвенцию прав ребенка, IСEM снова призывает к организации Фронта детства?

Дело в том, что сегодняшний контекст хотя и отличен, но тревожен:

– политическая и экономическая модель, приведенная в действие либеральным капитализмом, посягает на все человечество и, следовательно, на детство;
– положение детей во Франции ухудшилось: выросло число детей, испытывающих страдания; плохо питающихся и некачественно излечиваемых детей; детей, лишенных нормальных жилищных условий или страдающих из-за конфликтов родителей; живущих в постоянном страхе быть депортированными или разлученными со своими нелегально находящимся во Франции родителями; детей, которые не вписываются в систему образования и исключаются из культурных и развлекательных мероприятий;
– презрительное отношение Франции к своим детям, к своей молодежи, так как она пытается соблазнить, успокоить и удовлетворить лишь некоторую часть своего населения в ущерб остальным гражданам и в ущерб своим детям. Последние реформы в области образования, в обращении с преступностью, реформы правосудия в отношении несовершеннолетних, в обращении с детьми нелегальных иммигрантов и беспризорными несовершеннолетними, являются лишь наиболее впечатляющими примерами.

Таким образом, формирование всеобщего Фронта детства – это необходимость, и мы должны создать его вместе.

Катрин Шабрэн,
Ответственная по правам ребенка в ICEM

___________________________________________________________________________
(1) Смотрите примечание к предыдущей статье – прим. перев.

Не в сети

#11 06.12.2009 14:34

zlukan
Забанен
Зарегистрирован: 22.05.2009
Сообщений: 54

Re: Анархизм и система образования

За Фронт детства!

Резолюция
Мы, члены ICEM, собравшиеся 23 августа 2009 года в Страсбурге для участия в 49-ом конгрессе, практикующие педагогику Френе, основанную на уважении к личности ребенка и его правам, формирующую из ребенка свободного, активного и ответственного гражданина, обеспокоены тем, что международная Конвенция о правах ребенка не известна подавляющему большинству детей и учителей, и это – через двадцать лет после ее принятия ООН и ратификации ее Францией (один представитель молодежи из четырех и один взрослый из трех, разумеется, слышали о Конвенции), в то время как статья 42 гласит:

«Государства-участники обязуются обеспечить широкое распространение информации среди взрослого и детского населения о принципах и положениях настоящей Конвенции, используя надлежащие и эффективные средства».

Мы призываем правительства соблюдать их международные обязательства:

– Создав программы подготовки профессиональных кадров – работников, способных информировать детское население, оказывать детям помощь в осознании и отстаивании их прав, поддерживать детей с самого раннего возраста в осуществлении их свобод и права на демократическое участие, принимая во внимание эволюцию способностей ребенка.
– Включив международную Конвенцию прав ребенка в учебные программы и сделав обязательным афиширование текста Конвенции во всех учебных учреждениях.

Чтобы осуществить это, организациям, деятельность которых лежит в сфере детства, будет предложено присоединиться к Фронту детства с целью совместного поиска мероприятий, необходимых для продвижения международной Конвенции.

Резолюция, принятая единогласно 23 августа

Не в сети

#12 06.12.2009 14:36

zlukan
Забанен
Зарегистрирован: 22.05.2009
Сообщений: 54

Re: Анархизм и система образования

Трудности ребенка в школе
Что предлагает педагогика Френе?

Уже более века школа создает трудности детям: те, кто не может приходить на уроки в школьной форме и с портфелем, набитым свежеизданными учебниками, кто не посещает культурные мероприятия вне школы, кто не занимается чтением литературы из семейной библиотеки; те, кто не понимает, что учитель ждет от них, кто скучает или впадает в мечтания на уроках, кто подвержен депрессии или отторгает школу; кто страдает отклонениями от «норм» и т. д.

Школа гонится за результатами и все больше и больше использует систему оценок для выявления «трудных» детей. Этим детям предлагаются дополнительные часы на персональную поддержку, стажировки во время каникул, специализированное образовательное консультирование. Школа все меньше оказывает помощь таким детям, меньше занимается их обучением и реинтеграцией в коллектив, так как специалисты по этим вопросам – RASED (1), сокращаются во всех учебных заведениях, и меняются условия их работы.

Все больше и больше учебной работы переносится на внеклассные часы. Таким образом, вина за неуспехи «трудных» детей в школе ложится на их семьи.

Школа как бы заявляет этим, что она больше не способна дать образование всем детям, живущим во Франции.

Однако, когда мы исходим из утверждения, что все дети обучаемы, когда мы предоставляем им время на попытки и ошибки, поиск и анализ, когда мы уважаем ритм и прогресс каждого, когда мы способствуем установлению в классах взаимопомощи и кооперации, – результаты налицо и радость преподавания тоже!
___________________________________________________________________________
(1) RASED (Réseaux d’Aide et de Soutien aux Elèves en Difficulté). Сеть поддержки и помощи школьникам, созданная в 1990 году. Это специалисты по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Для многих детей – это последний шанс продолжить их обучение в школе. Помощь таким детям оказывается «в учебные часы и при тесном сотрудничестве родителей, учителей и сторонних участников».
В начале 2009 года, тогдашний министр образования Ксавье Даркос объявил о сокращении с начала 2009-ого учебного года 3000 рабочих мест для RASED. В результате широкой мобилизации французской общественности министр был вынужден пойти на некоторые уступки и заявить о сокращении 1500 мест.
Учителя школ (или воспитатели) не могут эффективно и профессионально разрешить серьезные трудности учеников, нуждающихся в специализированной помощи. RASED продолжают привлекать внимание общественности и политических деятелей к этим проблемам, но пока, кажется, безуспешно... – (прим. перев.)

Не в сети

#13 06.12.2009 14:39

zlukan
Забанен
Зарегистрирован: 22.05.2009
Сообщений: 54

Re: Анархизм и система образования

educ130.jpg

Журнал института ICEM-педагогика Френе «Nouvel Educateur» («Новый Воспитатель»): подписка 5 номеров в год – 35 евро. Форма на подписку и статьи он-лайн – на сайте ICEM : http://www.icem-pedagogie-freinet.org/


Анархизм и образование
Либертарные встречи
Пятница, 6 ноября с 19 часов. Суббота, 7 ноября, весь день. Обсуждения, выставки, пресс-стол, самоуправляемая столовая, спектакль. В зале Сен-Жан-ан-Руаян, между Греноблем и Валансом (26).
ML_1570_verso-e1f95.gif

Не в сети

#14 06.12.2009 15:06

zlukan
Забанен
Зарегистрирован: 22.05.2009
Сообщений: 54

Re: Анархизм и система образования

ЛИБЕРТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

13 ОКТЯБРЯ 2009 прошло сто лет со дня расстрела Франсиско Феррера во время «Трагической недели». Властям удалось заставить замолчать этого либертарного педагога, основателя «Современной школы».

Проблема образования всегда занимала центральное место в дискуссиях и деятельности анархистов. Она связана с проблемой индивидуальной и коллективной свободы, с отказом от авторитаризма, развитием способностей каждого индивидуума, совместным обучением, сотрудничеством. Анархические идеи в области образования развивались по-разному в зависимости от места и эпохи, но в них можно отыскать общие положения. Мы говорим об интегральном образовании, о методах, нежели о результатах, о взаимном обучении. Мы рассматриваем образование как эффективное и мирное средство трансформации общества. Либертарное образование неавторитарно, построено не на конкуренции, а на самоуправлении; направлено на развитие способностей каждой личности, сочетающееся с уважением интересов других членов общества. Оно готовит индивидуума занять его место в обществе, учит ответственности и связано с настоящей, общественной, открытой миру жизнью.

Интегральное образование
Оно подразумевает предоставление индивидуумам, независимо от их происхождения, социального класса или пола, всестороннего развития их физического, интеллектуального и нравственного потенциала. Существует соответствие между обществом, которое мы хотели бы реализовать, и образованием, между социальным равенством и интегральным образованием.

Самоуправление и антиавторитаризм
Самоуправление является методом функционирования либертарных образовательных проектов. Это позволяет соединить право на свободу с ответственностью в сфере обучения, но также и в области общественной жизни. Самоуправление стимулирует индивидуальную автономию. Обучиться самоуправлению и функционировать согласно его принципам является базой любой либертарной организации. Самоуправление вписывается в глобальный общественный проект. Отказ от авторитарных практик в образовании недостаточен. Либертарная педагогика не ограничивается несколькими инструментами, которые могут быть взяты на вооружение лишь частично. Это целостный подход к обучению, к принятию решений в коллективах, к социальной организации.

Нейтралитет и идеологическая обработка
Традиционное образование не является нейтральным (не говоря уже о частных или религиозных школах). Оно желает увековечить систему, основанную на неравенстве и изоляции, конкуренции и принуждении. Либертарное образование не стремится вырастить маленьких анархистов, но жить в соответствии с правилами, установленными коллективно.

Индивидуализм и социализм
Должно ли образование использовать свободу как средство достижения свободного общества? На самом деле, эта дихотомия надумана. Ибо если свобода есть цель, то она находит воплощение и в актах, и в используемых средствах. Либертарная педагогика – это образовательный процесс и идеологический акт. Это процесс коллективного строительства свободы.

Природа и либертарная педагогика

«Современная школа» Феррера испытала на себе влияние Элизе Реклю. Большинство экспериментов в сфере образования поддерживали особую связь с природой (натуризм, вегетарианство). Либертарная педагогика является одновременно и экологистским проектом.

Со школой или без нее?

Проблемы, поднятые либертарным образованием, стоят также и перед всем обществом. В связи с этим можно задаться вопросом, должна ли быть школа привилегированным местом для обучения. Индивид конструирует себя, взаимодействуя с себе подобными, и в его образовании принимают одновременное участие общество, общепринятые правила, семья, близкие. Если и ставить под сомнение существование школ, то следует иметь ввиду, что и отсутствие школ не обязательно является синонимом наибольшей свободы, наибольшего развития.

В 1993 году на острове Олерон начинается опыт по созданию либертарной школы «Бонавантюр». Этот проект, основанный как либертарная школа, через несколько лет своего существования, перерос «Республику Образования». «Республика Образования» – это коллективная организация, где общественная жизнь регулируется принятыми правилами и рекомендациями, это самоуправление, применненное к сфере образования. В 2001 году «Бонавантюр» приостановлена, но проект возрождается в виде «Народных Университетов», «Сети обмена знаниями» и т. д.

История либертарной педагогики
История анархических идей об образовании связана с историей идей социализма. Она берет свои корни в работах различных мыслителей XVIII века и позже.

В качестве одного из источников можно привести, например, «Эмиля» Жан-Жака Руссо. Руссо будет подвергнут критике Бакуниным за свой натуралистический и индивидуалистический взгляд на свободу. Во время французской революции некоторые другие мыслители размышляют над вопросом образования. Так, например, Бабёф высказывается против противопоставления ручного и интеллектуального труда и выступает за активное обучение; Буонарроти рассматривает образование как наиболее эффективный инструмент Революции; Годвин выступает за интегральное образование, берущее за точку отсчета центры интересов ребенка; Оуэн экспериментирует, претворяя в жизнь кооперативы. Необходимо также процитировать имена утопических социалистов: Сен-Симона, Жакото, Кабе, Фурье, Консидерана, Штайнера – их работы обогатили критику традиционной педагогики. Ну и, конечно же, нельзя забыть анархистов: Прудона, Бакунина, Толстого, Поля Робэна. Последний также осуществил на практике идею интегрального образования – в Семпюи, в сиротском приюте, директором которого он являлся. Поль Робэн проводил кампании за контроль над рождаемостью (методы контрацепции, права женщин, неомальтузианство), за качественное образование (всестороннее образование: интеллектуальная и физическая подготовка, обучение ручному труду) в здоровом обществе (либертарный гуманизм).

Как мы видим, образовательный вопрос лежит в основе анархической мысли и практики. Мы находим его у Луизы Мишель, Элиза Реклю, Кропоткина, Ансельма Лоренцо, Домела Ньювенуиса (Domela Nieuwenhuis), Жана Грава. Эти размышления основываются на либертарных идеях, но также, и в первую очередь – на практических опытах либертарной педагогики.

Современная школа и Франсиско Феррер
Франсиско Феррер выступил против влияния религии на школу. Будучи на ранних порах своего милитантизма республиканцем-антиклерикалистом, он впоследствии приобщился к антиавторитарному социализму. Феррер вступает в контакт с анархистами, которые, во Франции, интересуются проблемами образования, в том числе, с Полем Робэном. После получения наследства, в 1901 году, он решается открыть «Современную школу», совмещая ее с другими мероприятиями: конференциями, выпуском журналов и различных публикаций и т. д. Множество «Современных школ» будет создано в это время. Франсиско Феррер путешествует и налаживает связи со всеми существовавшими тогда школами рационалистов. В 1909 году в Барселоне вспыхивает восстание, которое перерастает в «Трагическую неделю». Это движение было направлено против декрета о призыве населения для участия в колониальной войне. Подвергаются нападениям символы церкви. Феррер был арестован и осужден как зачинщик этого восстания, хотя он не принимал в нем участия. Известный педагог Декроли начинает тогда кампанию международной солидарности в поддержку Франсиско Феррера. Тем не менее, Феррер будет осужден и расстрелян в крепости Монжуик.

ferrer1.jpg
Франсиско Феррер

Достижения «Cовременной школы» известны благодаря работам Феррера, а также – различным статьям о либертарной педагогике (Реклю, Фор, Кропоткин). Они нашли положительный отклик в испанском обществе в период кризиса: кризиса политической системы; экономического кризиса, который ускорил всеобщую забастовку 1902 года; кризиса ценностных ориентиров (антиклерикализм и прогресс научного духа); растущего влияния армии и ультрареакционной Церкви. Что касается источников влияния на Феррера на международном уровне, мы уже их упоминали. Нужно добавить к ним Песталоцци, который осуществил несколько альтернативных образовательных экспериментов, в том числе, в Ивердоне (1805-1825), и Фрёбеля, который, чуть позднее, в 1839 году, основал детский сад. Важная роль, которая в этих проектах отводится играм, спорту и уважению к природе, является их отличительной чертой.

Для Франсиско Феррера образование и революция тесно связаны между собой. Без образования революция не может победить. Без революции проект эмансипации, носителем которого является образование, не может быть реализован полностью. Образование играет принципиальную роль в обществе, и буржуазия это понимает. Для Феррера, образование должно основываться на науке, а не на патриотизме или религиозных догмах. Совместное обучение является жизненно необходимым. Отсюда – необходимость создания смешанных классов, где учатся дети из разных социальных групп и противоположных полов. Образование не может быть государственным. Оно отводит значительную роль играм и другим занятиям, способствующим всестороннему развитию человека. Упраздняются санкции и поощрения. Образование носит ярко выраженный светский и гуманистический характер. Запрещается любое насилие и неравное обращение.

«Современная школа» становится престижной и вызывает интерес многих педагогов. Школа имела в своем распоряжении необходимый набор учебных материалов, так как учебная деятельность основывалась на опытах и лекциях, проводимых на свежем воздухе. Кроме того, школьная библиотека содержали множество книг. Обучение было персонализированным. Гигиена и санитарное просвещение играли важную роль. Создавались благоприятные условия для проявлений альтруизма, солидарности и терпимости. Устанавливались связи с другими школами.

Наряду со школой для детей, не забыли и об образовании взрослых: для них был создан культурный центр с библиотекой, вечерними лекциями, дискуссиями и чтением газет. Обучение было взаимным.

Каково влияние «Современной школы?»
Совершенно очевидно, что определенные идеи, которые отстаивали Феррер и другие педагогики и теоретики воспитания, стали частью нашей жизни. Однако, это стало возможным лишь благодаря тяжелой борьбе, и мы не уверены в том что, что нам снова не придется вести сражения, в том числе – за светскую и смешанную школу.

Carrasquer_Felix_1936.jpg
Феликс Карраскер. Анархист и воспитатель в Арагоне, последователь идей Ф. Феррера, 1936 год.

Все идеи Франсиско Феррера лежат в основе либертарного образования и рационалистической педагогики. Они повлияли на последующие опыты альтернативного образования. С 1910 года, с момента основания CNT в Испании, будут проводиться многие образовательные эксперименты. В 1904 году Себастьян Фор будет проводить эксперимент в области либертарного образования – «Ля Рюш» («Улей»). Под влиянием концепций интегрального образования Поля Робена и непрерывного образования Прудона, Себастьян Фор применит на практике элементы либертарной педагогики: научный метод, совместное обучение, автономия, общая культура и искусство. В 1921 г. А. С. Нилл создаст школу «Саммерхилл»: «Мы говорим не о либертарной педагогике, а об антиавтоританом образовательном опыте. Образование основывается на свободе. Мы применяем недирективные методы и базируемся на тезисах Вильгельма Райха: естественная доброта, счастье как цель, любовь и уважение как общий базис, важность тела и сексуальности». В 1936 году испанская революция позволит в широких масштабах осуществление на практике не только принципов либертарного образования, но и либертарных организационных идей. Будут созданы рационалистические школы, библиотеки, культурные центры, атенеумы (1) и т. д. CNT попытается повлиять на политические решения в сфере образования, обеспечив в то же время условия для автономии и самоуправления.

Некоторые альтернативные школы, существующие сегодня, продолжают ссылаться на Франциско Феррера: например, свободная школа «Paideia» (2) в Испании. «Paideia» это альтернативная школа, где учащиеся организуют свои занятия и деятельность, сотрудничая с воспитателями; это школа, управляемая общим собранием. Главенствующими в ней идеями являются идея ответственной свободы (этика) и идея развития личности с опорой на коллектив (а не управляемого коллективом). Школа расположена в Мериде (в провинции Бадахос). Учащиеся (от детей 18 месяцев до 16-летних подростков), воспитатели, сотрудники и наблюдатели, работают в ней сообща на протяжении всего учебного дня (включая обед). Школой разработан список принципов, рассматриваемых в качестве базовых, и с которыми должны согласиться все участники: отказ от принципа власти; борьба с насилием, с конкурентоспособностью и потребительством; стремление к поддержанию сотрудничества и развитие критического отношения к социальному миру, в котором мы живем, в перспективе построения общества, основанного на либертарных принципах. Общее собрание является краеугольным камнем либертарного образования. Именно оно является местом проявления спонтанности, свободы и непринужденного общения между участниками. Школа «Paideia» начала свое существование 9 января 1978 года и на протяжении 30 лет деятельности перетерпела множество изменений: от переименования своего журнала (изначально – «Собрание» («L’Asamblea»), в 2006 году – «Rachas») вплоть до фундаментальных преобразований в функционировании школы, касающихся организации ее внутренней и внешней деятельности. Коллектив является основой принятия решений и функционирования. Коллектив организуется в виде собраний и комиссий, состоящих из участников разного возраста. Дети самостоятельно решают, над чем они будут работать и, если они не могут завершить работу, то предлагают ее продолжить, на добровольных началах, другим участникам. «Мы продолжаем линию Феррера. Вначале мы использовали также элементы педагогики Меллы, но впоследствии мы увидели, что, если мы не приложим определенную систему взглядов и идей к нашему опыту, то общество навяжет ему свою идеологию. (...). Мы стараемся, чтобы самовоспитание учащихся позволило бы им жить согласно принципам анархизма, самоопределиться в жизни и создать новые методы трансформации общества.»

Фред,
группа имени Прудона Федерации Анархистов (Бесансон).
Для написания статьи использовалась информация из специального номера «Тьерра и Либертад», газеты Иберийской Федерации Анархистов, от августа 2009 года и посвященного либертарной педагогике.
___________________________________________________________________________
(1) Литературные и научные общества. – (прим. перев.)
(2) «Paideia» на древнегреческом означает «образование», «воспитание», от этого слова произошел термин «педагогика». – (прим. перев.)

Не в сети

#15 06.12.2009 15:10

zlukan
Забанен
Зарегистрирован: 22.05.2009
Сообщений: 54

Re: Анархизм и система образования

Воспитывать ребенка - значит принять его, каков он есть

Лоран Отт, воспитатель, учитель, преподаватель в области социальной работы и социальной философии, представляет нам свою новую книгу «Вернуть школу детям» (1).

Бывший воспитатель, работавший с Корчаком, Александр Левин, определил польского педагога как «человека глубоко чувствительного к судьбам других людей».

Я думаю, что мы не можем выполнять эту работу, если мы не интересуемся проблемами воспитания, не пытаемся понять жизнь другого. Разумеется, слово «жизнь» – слишком громкое, и я лично предпочитаю использовать термин «условия жизни».

Для меня профессии воспитателя или учителя, в любом случае, предполагают необходимость знаний о ребенке и стремление раскрыть условия, в которых существует ребенок: кто он? Какова его жизнь? О чем он думает в течение всего дня? Какими словами описывает он окружающий его мир?

Школа никогда ничему не научит ребенка, если она не является прежде всего местом, где ребенка узнают, а затем – признают его. Школа занимает сегодня все меньше и меньше реального времени в жизни детей; Клод Лельевр, историк образования, подмечает: «Таким образом, на протяжении чуть более века время обязательного ежегодного пребывания в классах для учеников начальной школы сократилось с 1338 до примерно 850 часов».

Из этого ограничения следует, что особую ценность получают, во-первых, время, которое ребенок проводит в кругу семьи и, во-вторых, его свободное время. Однако передача больших полномочий в воспитании ребенка семье, в случае, когда в ней возникают разлад и трудности, приводит к изоляции детей в неравных условиях, зависящих от их среды, от семейных ресурсов.

Нас вводят в заблуждение, так как данный отказ школы от детей часто преподносится в виде растущей озабоченности по отношению к фундаментальным принципам образования или озабоченности по отношению к поддержке учащихся, испытывающих трудности. Однако именно эта «помощь», предназначенная только для «трудных» учеников, создает последним еще большие трудности: учащиеся вынуждены посещать дополнительные занятия поддержки, стажировки во время каникул.

В то время как дети из семей среднего класса имеют полноценный доступ к культурными мероприятиям, досугу, в то время как дети из богатых семей имеют доступ к разнообразным стажировкам, разностороннему обучению и поездкам, детям из бедных семей предлагают то, что еще вчера показало свою неэффективность. Бедному ребенку, по определению, требуется только доска и стол!

Однако, вследствие сдачи своих позиций школой, все дети теряют возможность самовоспитания в коллективе; полноценной жизни в обществе; самопознания; работы в группах, где они смогли бы научиться быть автономными.

Вместо этого одним останется только чувство одиночества и изгнания, другим – виртуальная общественная жизнь с эпизодическим посещением детей из той же среды, с которыми можно общаться, но нет возможности для полноценной работы в коллективе.

Сам смысл образования, кажется, потерян. Когда сегодня термин «образование» используется в выступлениях министров или в учительских, мы отдаем себе отчет, что «образование», о котором идет речь значительно более близко к перевоспитанию.

Воспитывать ребенка в общепринятом сегодня смысле слова означает не более чем его перевоспитание: избавление от вредных привычек и установок, навязанных семьей, его родной культурой, преодоление плохого влияния его окружения. Если случайно мы вспоминаем, что воспитывать ребенка – значит принять его, каков он есть, предоставить ему место в коллективе, сопровождать его в обучении, установить доверительные отношения.., то мы часто сталкиваемся с большим удивлением и скептицизмом.

Кто напомнит сегодня, что воспитывать – это прежде всего создавать связи? Кто добавит, что образование – это прежде всего «дар образования»? Это дар детям от всех нас, накладывающий на них обязательства: они, в свою очередь, также одарят последующие поколения. Не так ли каждый ребенок становится частью человечества?

Имея возможность в течение моей профессиональной деятельности, работать поочередно специализированным воспитателем, воспитателем в детском саду, учителем в школе, директором, координатором, преподавателем в сфере социальной работы, я столкнулся одновременно с раздробленностью, разобщенностью, отсутствием коммуникации между этими специалистами. Я также констатировал очевидную необходимость фундаментального единства воспитательных функций.

Из всего моего опыта я сделал вывод, что обучение – это одновременно и поиск контактов, и взаимодействие, и введение ограничений, но также и интерес к реальности и ее преобразование.

Сама идея школы, конечно, вечна, но сегодня она должна быть заново открыта нами. Эта работа, естественно, касается всех нас с вами, так как и молодые люди, и родители, и специалисты – все мы так или иначе задействованы в воспитании новых поколений.

Наилучший способ преуспеть в этом – это понимание того, что школа должна удовлетворять воспитательные, социальные и эмоциональные потребности детей. Исходя из вышесказанного, необходимо «вернуть им школу».

Цель этой книги – показать необходимость срочных действий.

Лоран Отт

Лоран Отт будет гостем «Pas de Quartiers», передачи группы имены Луизы Мишель, во вторник, 20 октября в 18 часов на «Радио Либертер», которое вы можете слушать на частоте 89,4 FM или в интернете: http://rl.federation-anarchiste.org/
___________________________________________________________________________
(1) «Вернуть школу детям», Лоран Отт, издательство «Фабер», сентябрь 2009.

une_numero_23.jpg
Журнал «ДРУГАЯ школа» Федерации работников образования СNТ (CNT-FTE),
75020 Париж, ул. Виньоль, 33.
http://www.cnt-f.org/fte/rubrique.php3?id_rubrique=8

Не в сети

#16 06.12.2009 15:13

DVS
Модератор
Откуда философствующий маргинал
Зарегистрирован: 08.05.2009
Сообщений: 669

Re: Анархизм и система образования

Хороший материал! Спасибо! Займусь усвоением. Размещайте еще материалы на эту тему.


"...Я ничего не желаю делать для выгоды. Мне ничего не нужно - я счастлив".
                                    Уильям Блейк.
http://dvslive.blogspot.com

Не в сети

#17 06.12.2009 15:57

DVS
Модератор
Откуда философствующий маргинал
Зарегистрирован: 08.05.2009
Сообщений: 669

Re: Анархизм и система образования

Вот нашел еще об образовании в работе Аршинова:

Либертарная школа и махновщина.

Не меньшее внимание трудящиеся Гуляй-Поля уделили вопросу о школе. Многочисленные нашествия различных армий отозвались крайне губительно на школьном деле в районе. Учительский персонал, давно не получая никакого содержания, разбрелся, устраиваясь ради пропитания как попало. Школьные здания опустели и замерли. В период соглашения махновцев с советской властью школьный вопрос живо и непосредственно заинтересовал массы. Решение его махновцы поставили в плоскость самоуправления трудящихся. И школьное дело, говорили они, как и все прочее, вытекающее из основных потребностей трудящихся, есть дело местного трудового населения. Об обучении своих детей грамоте и наукам оно непосредственно само должно заботиться. Но это еще - все. Беря в свои руки дело обучения и воспитания молодого поколения, трудящиеся очищают и возвышают саму идею школы. * Руках народа школа становится не только источником знания, но и средством воспитания и развития свободного человека, каковым должен быть каждый труженик в свободном трудовом обществе. Следовательно, с первого момента самоуправления трудящихся школа должна быть независима не только от церкви, но в такой же мере и от государства.

Руководимые этой мыслью гуляй-польские крестьяне и рабочие воодушевленно приветствовали мысль об отделении школы от государства, о полной независимости ее от последнего — так же, как и от церкви. В том же Гуляй-Поле оказались последователи и проповедники идей свободной школы Франциско Феррера, а так же теоретики и практики идеи единой трудовой школы.

Новая постановка вопроса школьного дела вызвала сильное дви жение и подъем среди гуляй-польцев. Большинство культурных ра ботников из крестьян потянулись к этому делу. Нестор Махно, хотя и имел в это время тяжелую рану в ноге, живо интересовался ходом его, аккуратно посещая все собрания гуляй-польцев по школьному вопросу и даже попросив знающих лиц сделать ему несколько докладов — лекции по теории и практике единой трудовой школы.

Конкретные начинания гуляй-польцев в области школьного дела выразились в следующем. Крестьяне и рабочие всем селом обязались взять на содержание учительский персонал, необходимый для обслуживания всех школ села (в Гуляй-Поле имелось не сколько начальных школ и две гимназии). Была создана школьная комиссия из представителей крестьян, рабочих и учащих, которой были поручены учебно-организационная, а также хозяйственная сторона школьного дела. Приняв принцип отделения школы от государства, гуляй-польцы приняли также схему свободного обучения в школах, сходную со схемой свободной школы Франциско Феррера. В этом отношении школьной комиссией был разработан определенный план и подготовлена большая теоретико-организационная предварительная работа, к сожалению, не имеющаяся у нас под руками.

Аршинов "История махновского движения"


"...Я ничего не желаю делать для выгоды. Мне ничего не нужно - я счастлив".
                                    Уильям Блейк.
http://dvslive.blogspot.com

Не в сети

#18 06.12.2009 16:02

zlukan
Забанен
Зарегистрирован: 22.05.2009
Сообщений: 54

Re: Анархизм и система образования

ОК, рада, что вас эта тема интересует.
Постараюсь, по возможности, переводить регулярно.

Не в сети

#19 11.12.2009 13:04

xderkatex
Гость
Зарегистрирован: 14.10.2009
Сообщений: 50

Re: Анархизм и система образования

Учителя в системе образования
Не так и часто можно услышать критику в адрес учителей. Между тем, это один из элементов системы образования. Учителя – точно такие же люди, как и нелюбимые многими чиновники, мусора, экономисты и прочее. Начнем по порядку. Во-первых, они точно так же развращаются властью, пусть это и не так видно зачастую. Из-за этого не столько идет злоупотребление властью, сколько инертность мышления. Вследствие отсутствия отпора со стороны учеников и преподавания одного и того же в течение многих лет, появляется святая вера в то, что их точка зрения фактически единственная правдивая. В качестве примера, приведу свою учительницу по литературе.  Большинство хороших оценок заслуживалось пересказом того, о чем несколько минут назад она говорила. Также, очень важна была активность на уроках, гораздо важнее, чем реальные знания людей. Остальные мнения, конечно, тоже выслушивались, но и количество их уменьшалось со временем, ведь большинство решило «простым» способом зарабатывать оценки. В итоге осталось человек 5 из 25, кто не горел желанием что-то подобное делать, хотя в основном из апатии, и их отношения с учительницей были не лучшими. Один раз мое сочинение было и вовсе забраковано за списывание, хотя в нем было написано то, о чем нам за пару недель до этого рассказывали на курсах в университете. Думаю, каждый может вспомнить подобные примеры. Медики, умирающие от болезней, говорящие о вреде веганизма, народной медицины и всего что не совпадает с тем, чему их выдрессировали, которой их обучали, мусора, уверенные в том, что они и есть закон, и прочее.
Можно видеть, как многие говорят, что люди идут в учителя из добрых побуждений. Да, зачастую это так, но со временем теряется пыл, работа становится однообразной рутиной. Теряется желание узнавать больше, все больше и больше замыкаются на том, чему их научили и чему они должны учить. Например, не трудно увидеть, как сейчас многие учителя информатики отказываются переходить на свободное программное обеспечение.
Можно еще долго продолжать список недостатков профессии учителя. Самым важным пунктом считаю, что «раб» учит «свободного человека». То есть человек, который смирился с устройством системы, учит детей, влияет авторитетом учителя на их мировоззрения, делая их такими же.
Взамен иерархической системы школы, где учителя находятся над учениками, при этом подчиняясь директорам, комиссиям и прочим, считаю необходимо упразднить образование, сделать, чтобы люди учились друг у друга, одновременно были и учителями, и учениками, причем по своему желанию. В общем, и сейчас есть обмен информацией, но в основном на уровне сплетен и разной мелочи. Я считаю, что каждый должен участвовать в этом при желании, не должно быть разделения на тех, кто учит, и тех, кто учится, это сделает процесс обучения интереснее и адаптивнее к каждому отдельному человеку. Конечно, эффективность в штамповке кадров заметно уменьшится, но разве это цель?

в общем-то проба пера, так сказать)

Не в сети

#20 11.12.2009 18:02

anarchist IVANOV
Преподобный
Откуда Ярославль
Зарегистрирован: 30.04.2009
Сообщений: 2,141
Сайт

Re: Анархизм и система образования

xderkatex, всё так, за исключением, пожалуй, фразы "необходимо упразднить образование". Само по себе образование упразднить невозможно, это как упразднить науку или искусство. Но вот ликвидировать государственное вмешательство в образовательные процессы - конечно, необходимо. То есть, это стоило бы уточнить.


d1884d4998f0.png
062d47943720.gif
aca6d123aee8.png

Не в сети

#21 12.12.2009 00:33

xderkatex
Гость
Зарегистрирован: 14.10.2009
Сообщений: 50

Re: Анархизм и система образования

в данном случае хотел подчеркнуть, что "образование" и "получение новых знаний" не равнозначны. Хотя конечно выразился не так, да и определения "образованию" разные можно найти.

Не в сети

#22 14.12.2009 01:22

zlukan
Забанен
Зарегистрирован: 22.05.2009
Сообщений: 54

Re: Анархизм и система образования

xderkatex,
Согласна с вашими наблюдениями ...

Не в сети

#23 16.12.2009 20:25

Егор
Политрук
Откуда Внутренняя Монголия
Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщений: 1,031
Сайт

Re: Анархизм и система образования

Руки свои от учителей быстро отняли, а то оттяпаю. Даже если учитель хочет учить школоту по хорошей, демократической программе, то всё равно прибегает начальство с ревизией, даёт по шапке и снова приходится натаскивать учеников на однотипный вид деятельности. Да и платят не фонтан, и за школьников ответственность несёшь. Пережрёт он ягуара, проблюётся на уроке - всё, писец, ты отвечаешь. За очень скромную зарплату.
Про испорченные учебники, которые государство не спешит менять, отдельный разговор..
Но вот уж кто властью развращён - это завучи. Это жесть...
И не надо мерять всех педагогов по одной своей училке.
Не нравяца врачи - не ходите, помирайте, не нравяца училки - забирайте документы, учитесь дома.


Спасти майора Матвеева http://politzeky.ru/soyuz-solidarnosti/ … 94679.html

Не в сети

#24 17.12.2009 01:59

anarchist IVANOV
Преподобный
Откуда Ярославль
Зарегистрирован: 30.04.2009
Сообщений: 2,141
Сайт

Re: Анархизм и система образования

Егор пишет:

Руки свои от учителей быстро отняли, а то оттяпаю. Даже если учитель хочет учить школоту по хорошей, демократической программе, то всё равно прибегает начальство с ревизией, даёт по шапке и снова приходится натаскивать учеников на однотипный вид деятельности

Так по-моему ещё во время учёбы в университете должно становится ясно, что это за система такая и стоит ли в принципе идти в государственную систему образования. А то получается, что учитель внезапно обнаруживает, что система не предназначена для обучения, столь же внезапно для него работать за гроши и т.п. И всё это объясняется некоей необходимостью, бедного подневольного учителя заставляют "натаскивать учеников" и ему, как несчастному египетскому рабу, "приходится" это делать.

Я, конечно понимаю, что в этом вообще такая российская интеллигентская беспомощность просматривается, но нам-то что в этом случае делать: быть очередными сочувствующими или всё-таки назвать вещи своими именами?


d1884d4998f0.png
062d47943720.gif
aca6d123aee8.png

Не в сети

#25 25.12.2009 13:52

xderkatex
Гость
Зарегистрирован: 14.10.2009
Сообщений: 50

Re: Анархизм и система образования

ну неизвестно где проходит граница между служебной необходимостью и верой в их дело у учителей. Не спорю, есть и хорошие, есть и плохие люди среди них. Ну можно много примеров привести испорченности властью, не обязательно как я назвал. Например фаворитничество, когда есть любимые ученики. Принижение людей с плохой успеваемостью, после чего у некоторых развиваются комплексы и они сами себя ограничивают. И далее по списку.

есть какой-нибудь более-менее нормальный ресурс по этой теме, куда ссылку можно дать, ну, например, в листовки или просто малограмотным насчет этого



еще одно творение

Оценочная система и самоопределение
Детский сад, школа, вуз и прочие учебные учреждения играют большую роль в определении личности человека. В них происходит адаптация людей к обществу. Так как образование часть системы, то и служит оно в целях ее поддержания. С самого малого возраста детей приучают к существующим порядкам, к невозможности их изменения. Весь процесс обучения накладывает отпечаток на людей. Рассмотрим в частности влияние оценочной системы. Недостатков у нее много. Оценивают, как правило, учителя, обычные люди, а они не могут быть всегда объективны. Достаточно часто может влиять на оценку множество факторов, как, например, настроение оценивающего, его отношение к ученику, влияние других людей, положение звезд. Также, оцениваются не собственно знания человека, а правильность ответов на конкретные вопросы. Соответственно, зачастую, приходится сталкиваться с проявлением несправедливости, в результате этого люди привыкают к этому. Очень малая часть пытается спорить и со временем перестает, понимая бестолковость этого. Очень плохо действует возможность повлиять подкупом. Каким образом это портит людей, думаю, все сами знают. Еще одной негативной стороной системы является, что целью перестают быть знания, а становятся лишь оценки. У детей теряется интерес к познанию нового, в случае плохих оценок окружающие давят, принижают ребенка. Он становится неуверенным в себе, он оправдывает неравенство своими неудачами в учебе, считает, что он хуже остальных, вследствие этого он перестает саморазвиваться, так как считает это бестолковым. В случае если все легко дается,  зачастую получается, что перехваливают, человек становится излишне самоуверенным, считает себя лучше других, появляются большие амбиции. Бывает и другая ситуация, ребенку от избыточности давления со стороны окружающих становится наплевать на них. Иногда случается, что он замыкается на себе, иногда становится эгоистом, не обращающим внимания на других. Подобных сценариев множество, но лишь очень малое количество людей не вписывается в «полезные» системе. В результате многолетнего влияния окружающих, их оценки, человек начинает им верить и выполнять то, что ему предписано по стандартному сценарию. Люди в результате этого расслаиваются на разные слои: элиту, «офисный планктон», пролетариат. Они подчиняются логике, что их положение справедливо, что равенства быть не может, ведь это им впихивают в голову в процессе обучения. Таким образом, это получается практически идеальный фильтр, наиболее способных возносят наверх, отметая у них мысли об изменении порядка и необходимости революции. Зачастую они становятся «рабочими лошадками», хоть и имеют достаток, но даже не имеют времени им воспользоваться и порадоваться жизни. В то же время, те, кто оказываются на самом низу, получают логичный с точки зрения общества на вопрос о неравенстве. Воспитание покорности начинается в них с того момента, как они начинают выглядеть хуже на фоне остальных. Знание не должно оцениваться, каждый уникален и может быть по-своему одарен! Общие стандарты лишь ограничивают людей, система образования – инструмент для воспроизводства существующего порядка!

Изменено (25.12.2009 13:52)

Не в сети

Подвал раздела

Работает на FluxBB 1.5.11 (перевод Laravel.ru)