Вы не вошли.
В нашей литературе неоднократно указывалось на неизбежность тех актов индивидуального или коллективного протеста против опор современного общественного строя, которые носят название террора. В нереволюционное время они служат часто признаком общественного возбуждения и поднимают дух независимости в массе. Они подают пример личного геройства на служении общественному делу и тем самым будят равнодушное большинство; вместе с тем они подрывают веру в могущество политических и экономических угнетателей. В революционную же эпоху они становятся общим явлением, и не одни только исключительно героические личности отвечают вооруженным отпором на давящий их гнет. В такое время не нужно даже быть принципиальным революционером, чтобы сочувствовать такого рода актам. Но признавая это общее положение, необходимо однако помнить, что значение каждого террористического акта измеряется его результатами и производимым им впечатлением.
Это соображение может служить мерилом того, какого рода акты содействуют революции и какие могут оказаться напрасной тратой жизней и сил. Первое условие, которое ставит жизнь, это чтобы данный террористический акт был понятен всякому без данных объяснений и сложной мотивировки. Есть личности, настолько известные своей деятельностью все равно, в целой ли стране или среди населения данной местности, что при известии о нападении на них каждому тотчас же, без помощи революционных изданий, вспоминается их прошлое, и террористический акт представляется совершенно ясным. Если же для понимания данного акта, человеку из массы, не революционеру, приходится проделать целую головоломную работу, то влияние его сводится на нуль, или даже оказывается отрицательным; акт протеста превращается тогда в глазах массы в непонятное убийство.
Деление террора на политический и экономический, на центральный и "разлитой", мы находим совершенно искусственным. Мы боремся одинаково с зкономическим и политическим гнетом; гнетом центрального правительства, как и с гнетом местной власти.
Есть в вопросе о терроре и другая сторона - организационная. Мы считаем, что террористический акт есть дело решимости отдельной личности или кружка помогающих ей товарищей; поэтому централизованный террор, в котором действующая личность играет роль исполнителя чужих решений, противен нашим понятиям. Как мы не считаем возможным удерживать товарищей от революционных актов во имя партийной дисциплины, так точно мы не считаем возможным и приглашать их отдать свою жизнь в деле, которое решено и предпринято не ими.
Главное различие по вопросу о терроре между нами и политическими партиями заключается в том, что мы вовсе не думаем, чтобы террор мог служить средством для изменения существующего порядка, а видим в нем только проявление совершенно естественного чувства возмущенной совести, или же самозащиты, которое, именно вследствие этого, и имеет агитационное значение, способствуя развитию такого же чувства возмущения среди народа.
"Хлеб и Воля", 1906г
Не в сети
мы вовсе не думаем, чтобы террор мог служить средством для изменения существующего порядка, а видим в нем только проявление совершенно естественного чувства возмущенной совести
Золотые слова.
Не в сети
Если же для понимания данного акта, человеку из массы, не революционеру, приходится проделать целую головоломную работу, то влияние его сводится на нуль, или даже оказывается отрицательным
Хех, что-то вспомнились товарищи из арт-группы "Война"
...движимые силою начальстволюбия, [глуповцы] немедленно впали в анархию.
(с) М.Е. Салтыков-Щедрин, "История одного города"
Не в сети
вспомнились товарищи из арт-группы "Война"
Кстати, да.
Не в сети
Кстати, сейчас заметили, что в московской анархо-тусе стали такие материалы появляться а-ля "как красиво бросить коктейль молотова во что-то и красиво съебнуть".
И как показывает практика, Кропоткин оказался прав. Коктейлеметатели спровоцировали например аресты в Минске и много чего ещё.
Спасти майора Матвеева http://politzeky.ru/soyuz-solidarnosti/ … 94679.html
Не в сети
в московской анархо-тусе стали такие материалы появляться а-ля "как красиво бросить коктейль молотова во что-то и красиво съебнуть"
Особенно красиво вот это "во что-то". То есть как бы реально же ведь пофигу, во что.
И как показывает практика, Кропоткин оказался прав. Коктейлеметатели спровоцировали например аресты в Минске и много чего ещё.
Ну вот у меня проблема с оценкой этих действий, например. Пототому что с одной стороны понятно, что каждый угнетённый имеет право на насилие против угнетателей, с другой же стороны - это по большей части и не насилие вовсе, а так - мелкое пакостничество (хотя тоже, безусловно, имеют право), и часто производимое совершенно не по адресу (и вот это-то очень печалит). И ещё совершенно без анализа возможных последствий (что даже как-то по-свински, потому что знают ведь, что никто из левых и анархов их осуждать не будет).
Это ещё в давнишнем "Автономе" Рябинин, вроде бы, радовался тому, что Шнур со сцены про хуй поёт. То есть, неважно кто и зачем - главное, что про хуй. Мол, это пролетарский такой протест против буржуазной культуры. Интересно, Рябинин (или кто там был, но вроде бы он) вспомнил свою статью, когда Шнур спел свой "Химкинский Лес"?
Не в сети