Объявление

Работа форума приостановлена, регистрация участников запрещена.
Ведутся работы над новой площадкой для общения. Форум переведён в режим архива.

#1 27.12.2009 18:39

Вестерн
Гость
Зарегистрирован: 08.11.2009
Сообщений: 70

Дмитрий Глуховский

Внимание! Если вы хотите просто составить краткое ясное представление о романе Дмитрия Глуховского "Метро 2033", вам незачем читать эту рецензию. Лучше поискать в Интернете на специальных сайтах другие более подходящие варианты. Данная публикация построена на индивидуальном восприятии романа автором рецензии и не претендует на объективный анализ книги.



НОВАЯ ЖИЗНЬ
ПОСЛЕ АТОМНОЙ СМЕРТИ

Дмитрий Глуховский, "МЕТРО"2033"
Рецензия на роман

ГЕЙ ПОПС!
Постапокалиптичесекий попс. Так можно назвать современную истерию на  тему выживания после Конца Света.
Причем религиозным апокалипсисом земную общественность заинтересовать все более проблематично. Пожалуй, в первую очередь он интересен сегодня священнослужителям и думерам. Первым для того, чтобы пугать прихожан, поддерживать репутацию церкви. Вторым, чтобы было в кого пострелять надосуге. Ведь какой апокалипсис без рогатых гостей из другого измерения? Лишь бы патронов побольше, да оружие понадежнее.
В остальном Конец Света становится все более материальным и бытовым. Кто-то ждет астероида-убийцу из мусорницы необъятного космоса. Некоторые  морально готовятся к таянию полярных льдов. Другие полагают, что грянут более шикарные изменения климата. Третьи боятся массовой эпидемии какого-нибудь новоявленого вируса.
Ереси хватает всякой.
Рейтинг самых популярных причин конца света неизменно возглавляет электрик Петров из Дзержинского района Ярославля - алкоголик в третьем поколении... Шутка.
В рейтинге причин Конца Света электрика Петрова по-прежнему обгоняет атомная война. Фантазии о том, каково будет после нее - один из самых популярных способов современной культурной мастурбации.
Массовая культура, как профессиональная проститука: всегда знает, чем угодить клиенту. А потому тему жизни после атомной войны освоила давно и во всех позах.
Кмпьютерные игры, кино, фотография. Литература...
Волна постапокалиптической попсы в произведениях современной культуры накрыла планету не хуже, чем качественная ядерная зима. По этой причине я всегда иронично и настороженно относился к инсинуациям в этом направлении.
Никогда не играл в "Fall Out". Смотрел лишь несколько фильмов такого типа - "Безумный Макс", "Водный мир", "Я - легенда" и еще какую-то подобную чушь. Из книг читал только "Пикник на обочине" братьев Стругацких. Весьма и весьма спорная претензия на постапокалиптическую литературу.
В связи со всем перечисленным я никогда не воспринимал всерьез роман Дмитрия Глуховского "Метро 2033". Уж слишком велик был гвалт комплиментов в честь этой книги. Отвратительно восхищенные отзывы о ней попадались мне в Интернете. Ни одного отрицательного мнения, подкрепленного какими-то достойными аргументами лично я о "Метро 2033" не слышал. Из ругательств в мировой "электропаутрине" встречал только гоповские односложности. Наверное, любители прямолинейных экшенов пытались "асилить" книженцию.
Доконали меня не фанаты "метра", а библиотекари. Был раз на круглом столе у них. Обсуждали, читает ли еще у нас молодежь и если да, то что? Выступала там и серьезная взрослая тетенька в умных очках - работница одной мощной ярославской библиотеки. Рекомендовала собравшейся за неквадратный стол молодежи то самое "Метро 2033".
После этого я уже не выдержал и взялся за книгу с азартом литературного киллера. Чтобы было на основании чего потом заваливаться на форумы  фанатов "33-его" и потрошить там всех-привсех очередями чернушных тезисов.
Вот только хрень какая-то вышла. Когда я прочитал роман Дмитрия Глуховского, то поводов для гадостей в адрес книги со своей стороны там не встретил. А ведь столько флуда хотел выдать! Зато появилось достаточно поводов для размышлений.

БОМБЫ ВМЕСТО ПИЩИ!
Как девушка, она невинными губами нам шепнет,
И станут города невидимы, и все вокруг уснет.
Она покажет нам цветные сны и спелые плоды.
Звучит ее напев и так ясны гармонии воды

Гр. "Апрельский марш", "Атомная бомба".

Начинается все с того, что дело сделано. Чьи-то понты, погоны, ракеты, атомные боеголовки и прочие вполне возможные в современной реальности события. Автор даже не вдается в подробности, как оно все вышло. Зная безграничность человеческого безумия, случиться это могло как угодно.
Просто имеется такой бытовой факт общепланетарного масштаба: дело сделано. Атомная война, как и полагается, успешно проиграна всеми, кто в ней участвовал. Поверхность земли фонит не хуже, чем какой-нибудь унитаз запечатанный в чернобыльском саргофаге. Радиация - наше все и так далее.
Жизнь продолжается. Сюжет охватывает территорию Москвы 2033 года. Когда случился ядерный фейерверк, в столице выжили все, кто на момент ракетного удара решил прошвырнуться на метро. Или, на худой конец, околачивался неподалеку от ближайшего входа в него. Потому что вскоре после атаки двери в подземку закрыли гермозатворами. Началась то ли закатная заря человечества, то ли совсем другая история его развития.
Ах, атомная бомба ты моя, любимая одна!
Ах, атомная бомба ты моя, любимая одна!

Гр. "Апрельский марш", "Атомная бомба".

МАТЬ ПОРЯДКА
Москва чисто физически типа уцелела. Разваливаться она начала не от бомб, а от старости. Объясняется это тем, что типа берегли столицу при бомбардировке, как культурную ценность. Радиация от этого никуда не делась, так что деньки свои выжившим москвичам и гостям стоилцы пришлось куковать в метро.
Тут-то и начинается нечто. Мне лично легче всего определить его, как социальный эксперимент. Явление не новое. Создать модель определенного мира, поместить туда людей. После этого моделировать возможные пути их поведения и развития. Вот как люди без компьютера-то мучаются.
Ну да ладно. Шутки в сторону. Ближе к тексту. Последний литературно-постъядерный эксперимент, который я читал, провела Татьяна Толстая в романе "Кысь". Тоже атомная война, Москва, постядерное бытие, мутанты, новое общетсво на обломках прежней культуры. Вышла "Кысь" по моему впечатлению у нее лубковой, самостийной, с яркими сатирическими оттенками совковых предпредрассудков. Художественный мир роман получился какой-то такой славянско-тоталитарный... Наполненый неуловимым духом постсталинизма.
Совсем другой политический расклакд - в "Метро 2033". Если вообще уместно говорить о какой-либо политике в постапокалиптическом обществе.
В собственной жизни мне случалось общаться с людьми, которые придерживаются анархических взглядов разных оттенков. Кое-что об анархии было вычитано в Интернрете и на нескольких форумах. Худо-бедно, но общее представление об анархическом, приближающемся к идеалу, я себе усвоил.
После прочтения "Метро 2033", я какое-то время не знал что делать. Ржать-не-мочь, немного поудивляться или предпочесть пару каких-нибудь альтернативных эмоций. В романе Дмитрия Глуховского я встретил что-то очень близкое к той анархии, которую всегда представлял себе, как эталон. По-моему, в постъядером московском метрополитене выжившие устроили жизнь по чисто анархическим принципам. После войны станции метро в книге превратились в отдельные "поселки", "города" и союзы из нескольких станций. Везде свои порядки, традиции, территориальные ограничения.
По кольцевой линии сформировалось содружество торговых станций. Одним словом, капиталисты. В "сердце" метро, на стыке станций "Библиоткеа имени Ленина"-"Боровицкая"-"Арбатская"-"Александровский сад" разметились просвященные. Назвались Полисом. Тоже вроде бы какпиталистического толка. Но при этом собрали к себе всех ботанов, ученых, литераторов, искусствовелдов, библиотекарей, кто оказался в метро после войны. Ну и военные к ним там притусовались. Успели эвакуакнуться из ближайшего военного ведомства. Вот и делят там постоянно власть. То библиотекари наберут больше популярность, то военные. Похоже на некую западную двухпартийную систему.
На перепутье "Пушкинской", "Чеховской" и "Твереской" станций разместились фашисты. Организовали "Четвертый рейх". Как полагается людям с подобным политическим хобби, выступают против черных, которых с разных рынков по время бомбардировки тоже попало в метро немало. Повесли на подходе к своим станциям таблички. Типа кто подойдет из черных - смерть. Все по-честному, не ловушка какая-нибудь.
"Китай город" держат чисто пацаны с волынами.
И какая анархия без фанатов серпа и молотка? Коммунисты разместились на так называемой Красной линии. Таким цветом она и отмечена на карте современного московского метро.
Не забыты и троцкисты. Правда в романе таких всего одна бригадка на бензиновой дрезине с пулеметом. Регулярно гоняют до фашистов и наводят у них на станциях шороху.
Три троцкиста, три веселых друга. Причем компашка у по всем канонам - наиинтернациональнейшая. Русский командир - это понятно. Негр-пулеметчик и какой-то раскосоглазый товарищ из постсоветских. Тащатся по Че Геваре. На дрезине у них красный флаг с ликом команданте. Все революционно и романтично.
Троцкистский командир в одном из эпизодов резко криткует коммунистов за соглашательство с капиталистами и двойные стандарты. Обвиняет их в предательстве Идей. Но тут же выясняется, что бензин для дрезины, патроны, оружие троцкисты получают именно от этих самых "предателей". То есть фактически за их счет и живут.
Описано и много станций без определнной идеи. Просто люди существуют как могут. Зато по части религиозной экзотики вышло небезынтересно. Где-то на перегоне в остановившемся поезде живут то ли кришнаиты, то ли свидетели Иеговы. Их называли и так, и этак. В другом месте сатанисты похищают людей и заставляют их окпать яму в Ад.
Порядки на одной из станций прямым текстом названы анархией. Но, по-моему, это просто бардак. Каждый там сам по себе. Ни электричества, как на других станциях, ни цивилизации, ни договорных отношений. Сидят люди у костров, греются, кто какого топлива нашел. А вокруг хаос. То ли автор так решил реабилитировать анархическое устройство всего метро в целом, то ли просто сам не понял, что никакую не анархию он таким примером показал.
Как ни странно, идельным анархическим устройством в романе, на мой взгляд обладает ВДНХ. На ней и живет главный герой Артем. Там сложилось что-то типа общины с руководоителем, которого выбирают на основе общего авторитета. Люди по сменам сторожат туннели, ведущие на станцию, работают на импровизированном производстве, ухаживают за какими-то там свиньями. Жизнь организована на основе общего согласия. Можно сказать по негласному договору. Начальник станции тут как Нестор Махно - решения принимает, но за ними стоит оказанное ему доверие.
Таким образом, социально-политическое устройство в романе довольно пестрое. С ярко выраженным анархическим оттенком. Если под анархией понимать свободу всех перед всеми, самоуправление, дележ территорий на основе силы и другие подобные черты.

"НА МГНОВЕНЬЕ ВСПЫХНУЛ СВЕТ, И СНОВА ТЕМНО..."
Сюжет "Метро 2033" так же весьма своеобрзаен.
Главный герой Артем живет на благополучной станции ВДНХ. Работает на местных мануфактурах, ходит в дозор сторожить подходы с внешних тоннелей. Впереди благополучная тихая, как у сытой осенней мухи, жизнь. Дальнейшие старость и смерть предполагаются не менее захватывающими.
Только не тут-то было, что вполне естественно. Полезли из внешних тоннелей, с "Ботанического сада" на станцию черные. Не те обычные кавказцы, которых фашисты лютуют, а некие мутанты людей. Сначала валили их исправно. Но черных шло все больше и больше. Да ладно бы их они просто шли. Так нет, еще какими-то своими телепатическими способностями на мозги капали. В общем, наметился в отношении ВДНХ классический три-целых-четырнадцать-сотых-здец.
Тут герой наш и огероился. Приобрел свою цель и начал действовать. Послали его через "полметра" за помощью против черных. А пока он за ней добирался, то успел заодно весь художественный мир романа неплохо протестировать. То есть словно словно геймер в компьютерной игре привел в действие и опробовал на себе все особенности созданного Дмитрием Глуховским мира.
Для отдельных эстетов это его путешществие можно сравнить с "Приключениями Гуливера" Джонатана Свифта. Герой таким же образом погружается в жизнь описанных выше социальных систем. Так, как у Свифта, эти общественные модели выглядят, как правило комично. Так показалось мне. Исключение составили лишь кап италисты и просвященцы изх Полиса. Остальные, от коммунистов и бандитов до троцкистов и кришанитов предстали довольно комичными ребятами. Если не сказать сатиричными.
Что приятно, в книге нет этих бесконечных голливудоватых побоищ. Таких, когда даже читатель устает от визга летающих по страницам пуль и бесконечного огнестрельного гвалта. Так, постреливают время от времени, но не более, чем нужно для развития сюжета.
Много размышлений героя духовного и социального плана. Но без философской зауми. Не для ботанов. Любоей при при желании усвоит. Отдаленно это можно сравнить с тем, как оформляли в своих произведениях социальные посылы братьс Стругацкие и другие фантастические классики их уровня. По крайней мере, чувствуется, что Глуховский старался держать уровень. Читатель не раз получит шанс вместе с героем посоображать над причинами бедствий человечества и прочими тонкими материями.
Не обошлось и без трагдедии общепланетарного масштаба масштаба. На и  основан весь сюжет. Как выясняется в конце, люди в очередной раз не смогли восприниять, благодать, мир и любов, предложенные им высшим разумом. По мысли автора последний раз такое случилось, когда явился Иисус Христос. В "Метро 2033" трагедия, наверное, не такая масштабная, но близкая по смыслу к библейской истории.
Я не собираюсь пересказывать как оно там все было. Отмечу лишь пару моментов. По моим впечатлениям, в романе великолепно продемонстрирована многовековая дисгармония человечества с самим собой и окружающим миром.
Умение воевать и убивать... С одной стороны, оно помогло нам выжить, закалиться в условиях естественного отбора и перейти на новый уровень эволюции. Человек - это великий гений выживания, убийства и войны. Не будь он таким, неизвестно слез бы он когда нибудь с дерева по версии дядюшки Дарвина или нет.
Да, эта убийственная "гениальность" дала людям многое. Но она же постоянно становится препятсвием на пути к идеальному обществу, к гармоничному светлому миру, если выражаться филососфскими штампами. Когда появляется редкий шанс хотя бы для малейшего приближения к этим вечным идеалам, человек, как правило, делает в этом направлении выстрел. Как мне показалось, некая подобная мысль пронизывает весь роман Дмитрия Глуховского "Метро 2033".
...Казалось, что конец. Тьма на вечные века. Но вспыхнул свет. А человек подумал, что опасность. Стрельнул в новоявленного Прометея. И снова темно...
Концовка романа не похожа на округлый хэппи-энд типичного постапокалиптического боевика. Я бы даже сказал, что на душе после прочтения книги становиться по-хорошему так дерьмово. Дерьмово в том плане, что не депрессия какая, но и не до веселья. Живешь потом день за днем и перевариваешь, что прочитал. Редкое и ценное качество в современной фантастической литературе.

P.S.
На мгновенье вспыхнул свет
И снова темно-о-о-о...

Гр. "Гражданская обророна"


*************
roll Что-то я тут больно елейно. Надо было дерьма какого-нибудь тоже написать для порядку. hmm Так что если кто сможет, пусть пишет! Я только за! lol

Изменено Вестерн (27.12.2009 18:46)


Homo gamer

Не в сети

#2 27.12.2009 19:38

Егор
Политрук
Откуда Внутренняя Монголия
Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщений: 1,031
Сайт

Re: Дмитрий Глуховский

Ага, значит ща я надену противогаз и открою бочку с дерьмом.
Пока я распаковываю это резиновое изделие номер 1..
Хочу немного высказаться "за" автора -
1. Для экшена "Метро 2033" очень отлично написанно, немного философии, немного психологии - но серьёзной, а не как-обычной для таких книг.
2.Несомненный антивоенный заряд, причём явно указывается, КТО первый начал
3.Автор готовился - мотался по форумом метрофилов, выспрашивал разную всяку важную инфу.
4.Автор выложил свою книгу в свободный доступ, а это просто замечательно.
Всё, я в противогазе, откупориваю бочку (э,ну отойдите там, ща ведь пролью!)
1.Про уровень радиации на поверхности. В первый час после атомной бомбардировки радиационный фон в зоне поражения упадёт в 2 раза - поэтому спустя N лет по уничтоженной Москве можно часов 5-10 ходить без защитных вундервафлей, потом просто будет тошнить и кожа побелеет. Ну и сердце поболит. Если ходить по часу-два, а перед этим жрать ёд, то такие прогулки вообще можно сделать регулярными.
2.Про убежища. При массированом ядерном ударе (а он таки был, иначе откуда радиация?), даже при высотных взрывах, велика вероятность ОБРУШЕНИЯ ряда районов столицы и как следствие уничтожение всех тамошних убежищ.
3.Про жратву. Какого чёрта в метро делают свиньи и шампиньоны? Что, при сигнале "атом" они сами набижали на станции? Иного объяснения появления этих грибов и животных в метро не вижу. Скорее всего, выжившие бы сжирали склады резерва (служащие метро знают где они), либо крыс, либо себя (это в беседку форума, там про анархо-каннибализм есичо)
4.Про патроны. Спустя N лет в метро НЕ ДОЛЖНО остаться оружия в таком количестве, какое  вращается в "Метро 2033". Если конечно у выживших нет оружейных заводиков.
5.Топливо. Через 10 лет солярка и бензин придут в негодность даже будучи окружёнными вакуумом.
6.Мутанты. НИЧТО не способно вызвать такие мутации, как у "библиотекарей", "птиц" и т.п. Мутации это блджад не неведомая хуйня с сотней ног, клыков, пинусов и тентаклей из всего тела - учите биологию! Достали уже все фанаты мутантов!!!!!! Радиация может дать какие-то заметные изменения в поколении.. уж точно не во втором и третьим, а всякие биологические ужасы (две головы, много рук, клыки, чешуя ) умрут почти сразу после смерти, т.к. не смогут приспособиться к окружающему миру.
7.Радиосигналы. Сидят в метро и удивляются - почему нет сигналов остальных выживших. Гениально. Рекомендую залезть в цистерну и попробовать позвонить по мобиле - и тогда вы убедитесь, что никто не выжил. Правда, санитары вам не поверят. Антенну после ядерной войны и рассеивания пыли надо будет выносить (как правильно глуховский напейсал) на останкинскую башню и дежурить у приёмника месяц.
8.Остальные выжившие. Если взорван не весь атомный арсенал Земли, они по любому будут. В России, согласно списку ядерных ударов по наземным целям, не тронутым окажется все севернее Плесецка, Колыма и половина Сибири. Радиоактивные осадки конечно подосрут, но не сильно.
Всё, вылил. Если ещё будет, ещё привезу.


Спасти майора Матвеева http://politzeky.ru/soyuz-solidarnosti/ … 94679.html

Не в сети

#3 27.12.2009 21:11

Вестерн
Гость
Зарегистрирован: 08.11.2009
Сообщений: 70

Re: Дмитрий Глуховский

Во-первых спасибо за ответ!  smile
Теперь встречные вопросы.

1.Про уровень радиации на поверхности.

Я так понимаю, что должно было быть как в современном Чернобыле? Когда защитный костюм требуется, но не такой тотальный, как описан в романе. Наверное.

2 пункт. Ответ про массированный ядерный удар. В романе есть оговорка, что якобы при бомбардировке Москву берегли, как культурную ценность. Я так полагаю, что намек на нейтронные бомбы. Хотя напрямую они там и не называются. У них радиоактивное поражение гораздо мощнее, чем у обычных ядерных. Но ударная волна минимальная. Таким образом, автор объясняет, почему цела Москва, из-за чего стоит Кремль. Там, кстати какая-то биомасса поселилась - тоже типа последствие применения биологического оружия - мутация. Все живое пожирает с г..ном.:lol: Вот не знаю, свифтовская проекция это на современность такая очень тонкая или просто фантастика? roll

3.Про жратву. Какого чёрта в метро делают свиньи и шампиньоны?

Вот на этот вопрос я никакого ответа не получил. roll  Авто тоже не объясняет. Я и "2033" и "2034" прочитал. У меня две версии. А). Кто-то свинью в метро с собой вез (тоже уже для наших дней фантастика).
Б). Сталкеры где-то на поверхности нашли. Или в первые часы после бомбардировки как-то просочились в метро. И то и другое странно. Надо было этот вопрос как-то детальнее проработать.
С шампиньонами проще. их-то по любому мог кто-нибудь везти. Да и в отличие от свиней они могли перенести бомбардировку.

4.Про патроны. Спустя N лет в метро НЕ ДОЛЖНО остаться оружия в таком количестве, какое  вращается в "Метро 2033".Если конечно у выживших нет оружейных заводиков.

Действительно, не знаю на сколько реально при таких стрельбищах, какие описываются в романе, иметь патроны. Там версии две. Сталкеры продолжают приносить с поверхности. Заводики в метро действительно работают. Реально помню, как автор упоминал о том, что на каких-то станциях делают оружие. Я, правда, читал со сканов, так что сейчас найти это место не смогу. Да и это пара фраз всего в большом романе. Можно у фанатов поинтересоваться, на каком-нибудь форуме, если остро возникнет потребность в цитате.

6.Мутанты. НИЧТО не способно вызвать такие мутации, как у "библиотекарей", "птиц" и т.п.

Согласен. Чернобыль должен быть нам в этом лучшим примером. Только ведь кому он нужен - фантастический роман без жутиков. Вон "Call of Duty 4" сделали про Чернобыль без мутантов, так ""S.T.A.L.KE.R." его живо обошел. Причем по телеку водной передаче видел сравнивали. В обеих играх смоделировали одну и ту же площадку в Припяти с колесом. в "CoD" там обычная войнушка идет, в "Сталкере" муть какая-то с монстрами, гайка с бинтиком их побери. Ну и людям интереснее, ге пострашнее. В общем коньюктура это - все эти мутации. big_smile

8.Остальные выжившие.

Так они же вроде и есть на уровне документальных легенд.


Homo gamer

Не в сети

Подвал раздела

Работает на FluxBB 1.5.11 (перевод Laravel.ru)