Вы не вошли.
Как ни странно мой приход к анархическим убеждениям был связан именно с религиозными исканиями, особая роль в этом сыграли религиозно-философские взгляды Льва Николаича Толстого. Когда мне в свое время стало тесно в рамках православия, и я начал понимать, что что-то здесь не так, то тут-то и нарвался на книжку Толстого ''В чем моя вера''. После этого с головой ударился в толстовство. Позже узнал, что многие современные анархисты признают Льва Николаича ''своим'', ну соответственно заинтересовался идеей, ну и понеслась - Кропоткин, Букчин:)) но начиналось-то всё с Толстого. Позже я отошел от толстовства, как религиозного учения, сейчас в плане религии являюсь приверженцем анимизма (как это не смешно звучит в постиндустриальный век). Но тем не менее интересно - как здешние товарищи относятся к Толстому? А то встречал и таких анархистов, которые даже не знают, что Толстой государство отрицал:))))
Не в сети
Я,например,очень даже положительно отношусь к Толстому.И,что интересно,у меня тоже интерес к анархизму во многом пошёл от Толстого,причём не только от его религиозных или анархических сочинений,но и от художественных,от того же "Воскресения"....
"Смысла жизни не существует,мне придётся самому создавать его".
Ж.-П.Сартр.
Не в сети
Хорошо отношусь к Толстому как к анархисту и этику, но вот в плане христианства мне его изыскания не близки.
Не в сети
Читала другие работы Толстого того же периода, что и эти, анархические ("Что такое искусство", например) и создалось какое-то странное впечатление. Такое ощущение, что у него просто ум за разум слегка зашел. Его почитать, так окажется, что только у него одного правильные взгляды на искусство, а тех, кто эти взгляды почему-то не разделяет, нужно морально уничтожать. Деятели искусства должны, прямо-таки обязаны соответствовать толстовским критериям, и пусть только попробуют ослушаться. Как-то мало все эти приказы и навязывание своего мнения вяжутся с анархизмом.
Поэтому мне кажется, что Лев Толстой не был анархистом в строгом смысле этого слова, но был глубоким мыслителем, отдельные высказывания которого близки анархизму.
...движимые силою начальстволюбия, [глуповцы] немедленно впали в анархию.
(с) М.Е. Салтыков-Щедрин, "История одного города"
Не в сети
Да,пожалуй,насчёт искусства поздний Толстой перегибает палку,отрицает "господское"искусство,а на самом деле,по сути,получается,что отрицает всякое искусство,исходя из того,что его руководящей идеей может быть только религиозная идея..
Изменено Диас (13.02.2010 19:18)
"Смысла жизни не существует,мне придётся самому создавать его".
Ж.-П.Сартр.
Не в сети
руководящей идеей в искусстве? или в жизни? может, это не так уж и неверно?
Не в сети
руководящей идеей в искусстве...думаю,что это неверно.
"Смысла жизни не существует,мне придётся самому создавать его".
Ж.-П.Сартр.
Не в сети
К слову, поздний Толстой отрицал не только чужое искусство, но и отвергал всё, что было написано им самим до 80-х годов))
Не в сети
Я к Толстому охладела именно из-за отрицания искусства. Не может быть "чужого" искусства, как не может быть, к примеру, буржуазной или пролетарской физики.
Не в сети
Не может быть "чужого" искусства, как не может быть, к примеру, буржуазной или пролетарской физики.
Зато может быть капиталистической такая наука как экономика, а также её производные (маркетинг, менеджмент, мерчендайзинг и пр.)
Пример с физикой некорректен, т.к. она является точной наукой.
Не в сети
руководящей идеей в искусстве...думаю,что это неверно.
Вот именно, не должно быть никакой руководящей идеи в искусстве. Ведь эта идея всегда искусственно навязывается автору, а искусства по принуждению быть не может. Оно просто потеряет свою художественную ценность.
Но, разумеется, каждый автор - живой человек со своими взглядами, убеждениями. И вполне естественно, что эти убеждения так или иначе будут выражены в его творчестве, даже если он к этому и не стремится (и очень хорошо, что не стремится, произведения, из которых слишком явно выглядывает идея, обычно не очень интересны). Пусть только он не требует, чтобы все остальные авторы выражали точно такие же взгляды.
Махновец пишет:
Зато может быть капиталистической такая наука как экономика
Возможно. Вообще, похоже, тема о науке сама по себе заслуживает того, чтобы завести для нее отдельный тред. Как вы на это смотрите?
...движимые силою начальстволюбия, [глуповцы] немедленно впали в анархию.
(с) М.Е. Салтыков-Щедрин, "История одного города"
Не в сети
Не в сети
Ну как бы своё отношение к толстовству я не определил. Скорее оно прохладное. Но вот антивоенные произведения Толстого очень хороши!
Спасти майора Матвеева http://politzeky.ru/soyuz-solidarnosti/ … 94679.html
Не в сети
Да, его антивоенные вещи очень хороши,я,например,после "Хаджи-Мурата"совсем по-другому стал смотреть на кавказский вопрос...
"Смысла жизни не существует,мне придётся самому создавать его".
Ж.-П.Сартр.
Не в сети
Пример с физикой некорректен, т.к. она является точной наукой.
Да, согласна, пример не совсем удачный. Но отношение к Толстому тем не менее у меня не изменилось. А про науку неплохо бы завести тред, меня вопрос волнует.
Изменено Жулик (17.02.2010 03:42)
Не в сети
Даже не знаю, куда определить тему про науку. Давайте пока что в беседку.
http://forum.anarhist.org/viewtopic.php?id=477
...движимые силою начальстволюбия, [глуповцы] немедленно впали в анархию.
(с) М.Е. Салтыков-Щедрин, "История одного города"
Не в сети
Все творчество Толстого отдает пафосом морализаторства, а его поздний нигилизм в борьбе с Православием и Государством еще большее морализаторство, Толстой так и не сделал шаг к отрицанию вообще любой морали, решив стать на позиции духовного пастыря заблудшего русского народа, таким образом, к анархизму он не имеет никакого отношения, все его якобы анархисткие мотивы являются ничем иным, как дальнейшим развитием славянофильства. Прошу заметить, это сугубо моя точка зрения.
Они сражались за Родину,
Грешили, словно ангелы, грустили, словно боги,
Решительно теряли память, совесть и честь,
Искали в поле полночь, находили рассвет.
Не в сети
Не только нет такого указания, но люди, верующие в науку, до такой степени верят в нее, что не только не смущаются тем, что наука их не нужна, но, напротив, говорят, что самые важные и полезные науки - это те, которые не имеют никакого приложения к жизни, т.е. совершенно бесполезны. В этом, по их понятиям, вернейший признак значительности науки.
Понятно, что людям, так понимающим науку, все одинаково нужно. Они с одинаковым старанием и важностью исследуют вопрос о том, сколько Солнце весит и не сойдется ли оно с такой или такой звездой, и какие козявки где живут и как разводятся, и что от них может сделаться, и как Земля сделалась Землею, и как стали расти на ней травы, и какие на Земле есть звери, и птицы, и рыбы, и какие были прежде, и какой царь с каким воевал и на ком был женат, и кто когда какие складывал стихи и песни и сказки, и какие законы нужны, и почему нужны тюрьмы и виселицы, и как и чем заменить их, и из какого состава какие камни и какие металлы, и как и какие пары бывают и как остывают, и почему одна христианская церковная религия истинна, и как делать электрические двигатели и аэропланы и подводные лодки, и пр. и пр. и пр. И все это науки с самыми странными вычурными названиями, и всем этим с величайшей важностью передаваемым друг другу исследованиям конца нет и не может быть, потому что делу бывает начало и конец, а пустякам не может быть и нет конца. Не может быть конца, особенно когда занимаются этими, так называемыми науками люди, которые не сами кормятся, а которых кормят другие и которым поэтому от скуки больше и делать нечего, как заниматься какими бы то ни было забавами. Выдумывают эти люди всякие игры, гулянья, зрелища, театры, борьбы, ристалища, в том числе и то, что они называют наукой.
http://liv.piramidin.com/belas/Tolstoi_Lew/o_nauke.htm
Так что да, от несчастной жизни у него действительно ум за разум зашёл, ящитаю.
это самое лучшее, анархо коммунизм очень плохо продуман,очень плохо, аанкап продуман, вот коммунизм- когда предприятия все государственные, аанархия когда нет государства, это бред, кто тогда будет деньгипечатать?
-- из откровений антикоммунистов
Не в сети
Графом он родился и им и умер, и мне кажется из его речей он был больше революционером чем анархистом.
Не в сети
Графом он родился и им и умер, и мне кажется из его речей он был больше революционером чем анархистом.
Ну Кропоткин тоже не из крепостных был:) а что касается его революционности, то непонятно отчего такой вывод. толстой-то как раз был против революции и любых насильственных действий
Не в сети
Кстати, интересный вопрос, а много ли анархических теоретиков (я уж не говорю о левых) вообще были "от сохи"?
Я вот навскидку только Махно вспоминаю, да и то - теоретик из него довольно слабый, по сравнению с другими подобными левыми анархистами.
Не в сети
Да,действительно,Кропоткин-князь,Толстой-граф,Бакунин и Боровой-столбовые дворяне...
Изменено Диас (10.05.2010 07:25)
"Смысла жизни не существует,мне придётся самому создавать его".
Ж.-П.Сартр.
Не в сети
wilys пишет:
Графом он родился и им и умер
Нет, в принципе рациональное зерно в этом высказывании есть. Суть в том, что сколько бы Лев Толстой ни пахал землю, крестьянином он от этого все равно не стал. Потому что если бы у крестьянина хлеб не уродился, он бы с голоду помер, а вот Толстой такой участи мог не опасаться. И опять же, это только Толстой мог выдумать, что крестьянский труд нужно любить ради процесса, а не ради результата. Крестьянин-то как раз в результате (то есть в хлебе) и заинтересован, а какое там у него нравственное совершенствование идет в процессе хлебопашества, ему параллельно.
...движимые силою начальстволюбия, [глуповцы] немедленно впали в анархию.
(с) М.Е. Салтыков-Щедрин, "История одного города"
Не в сети
Наивный,наивный Толстой...
"Смысла жизни не существует,мне придётся самому создавать его".
Ж.-П.Сартр.
Не в сети
На словах он Лев Толстой, а на деле...
это самое лучшее, анархо коммунизм очень плохо продуман,очень плохо, аанкап продуман, вот коммунизм- когда предприятия все государственные, аанархия когда нет государства, это бред, кто тогда будет деньгипечатать?
-- из откровений антикоммунистов
Не в сети