Объявление

Работа форума приостановлена, регистрация участников запрещена.
Ведутся работы над новой площадкой для общения. Форум переведён в режим архива.

#1 30.03.2010 19:20

Герберт Маридзе
Гость
Зарегистрирован: 10.02.2010
Сообщений: 18

Зачем анархисты делают это - 2

ЗАЧЕМ АНАРХИСТЫ ПИШУТ НА СТЕНАХ

Основано на реальных граффити

Да потому, что они в конец оборзели! Их всего то на весь город может быть два человека, но этого достаточно, чтобы один мог исписать половину улиц фразой СВОБОДУ ЧЕЧНЕ, а второй задокументировать всё это и выложить в интернет. И теперь каждый законопослушный гражданин вынужден по пути на работу любоваться на сие художество, не говоря уже о том, сколько работы добавляется коммунальным службам, сколько средств потребуется, чтобы всё снова привести в пристойный вид. С другой стороны, неужели анархисты настолько глупы, что надеются писанием на стенах своих непонятных лозунгов изменить мир?
Оставим пока вопрос о наших лозунгах до какого-нибудь из следующих разов. Ясно же, что вовсе не знание магических формул всеобщего счастья, не владение волшебным рецептом всеобщего счастья толкает нас на действия.
Тогда что?
Общепризнанная, но от того не менее верная точка зрения состоит в том, что практика граффити является практикой переприсвоения городского пространства. Что бы там не говорили искусствоведы, наши города почти целиком построены рабами и для рабов. Весь праведный гнев защитников архитектуры не может изменить того медицинского факта, что мегаполисы и провинциальные городки, ЗАТО и пресловутые моногорода выполняют, хотя и в разной степени, две основные социальные функции: обеспечивают бюрократию необходимым обслуживающим персоналом и концентрируют пролетариат вокруг «стратегических» (часто – военных) предприятий. Мы не разрушаем тюрьму, нанося на её стены наш политическую призыв. Однако так делается первый шаг к тому, чтобы вернуть себе права на среду обитания.
Почитателям древностей стоит помнить, что искусство политического граффити даёт, пожалуй, всем этим умирающим архитектурным артефактам шанс ещё раз сказать своё слово. Обычному уличному райтеру нужна только пустая стена, чистая поверхность, подвергаемая преображению, приватизации, через нанесение рисунков, отметок, подписей. Политическое граффити стремится вписать социально значимое высказывание в уже имеющиеся смыслы, работая не только с плоскостью стен, но и с плоскостью сознания. Впрочем, это и так известно ревнителям музейного благочиния. Градоразрушительная политика властей вызывает у них меньшее раздражение, чем акция художников-анархистов у особняка Кшесинской, когда памятнику архитектуры не было нанесено никакого вреда.
Сделаем отсюда шаг вперёд. В каком-то смысле любое анархическое граффити является перформативным актом в той же, если не в большей, степени, что и классические «я клянусь» или «я обещаю». Возьмём простой пример. АНАРХИЯ – МАТЬ ПОРЯДКА. Нанесите эту элементарную лексему на общедоступное видное место, и вы увидите здесь азбучное описание анархического общества. Любой лингвист, не отходя далеко от стены, укажет в этом высказывании на то, что называют иллокутивным актом, т.е. данный речевой акт призывает людей изменить своё поведение и начать или продолжить борьбу за дело анархии. Предполагается, что мы знаем и умеем использовать такие фразы, которые в силу своей агитационной и мобилизационной составляющей действительно изменяют поведение людей и приближают торжество анархии, т.е., говоря языком лингвистов, являются перлокутивными актами. Однако, кроме всего этого, непосредственные участники события могут на короткий момент почувствовать, что из-за неустранимой незаконности искусства граффити их действия являются самой анархией в чистом виде.
Если рассматривать анархо-граффити лишь как речевой акт, то оно ничем не отличается от любой надписи в лифте. Репрезентатив, или описание, такой, как АНАРХИЯ – МАТЬ ПОРЯДКА, с формальной точки зрения выполняет ту же роль сообщения об истинном положении дел, что и, например, ЕЛИЗАВЕТА ГЕНРИХОВНА – СУКА. Побуждающие к действию директивы (ДОЛОЙ ПОЛИЦЕЙСОКЕ ГОСУДАРСТВО) аналогичны иным подъездным лексемам (МАШКА – БЛЯДЬ 904-905-18…). Иными словами, граффити может быть организатором и пропагандистом не хуже газеты или интернет ресурса. Однако если взглянуть на уличный райтинг ещё и как на политическую практику, станет ясно, что это и есть прямое действие, т.е. непосредственное осуществление своих прав. Оставляя на стенах лозунги и рисунки, мы не только описываем и изменяем мир, – в эти краткие минуты анархия для нас уже наступила.
Возникает вопрос, являются ли все эти функции и их единство привилегией исключительно анархического уличного дискурса? Боюсь, что нет. Существует очень немного высказываний, появление которых на стене сродни оксюморону. ЗАКОН ЕДИН ДЛЯ ВСЕХ – одно из них. В остальном анархизм – лишь одна из идеологий, конкурирующих за городское пространство. Большим успехом анархической теории стало принципиальное отсутствие рецептов от всех социальных недугов. Весомым стимулом к анархической практике должно стать то, что нет никаких гарантий наступления светлого безвластного будущего.
Мне бы хотелось жить среди анархистов, столь же страстно относящихся к делу анархии, что и тот несчастный, развлекавший наш дом на Петроградке то небанальным КОТЁНОК, ВЫХОДИ ЗА МЕНЯ, то ёмким СУКА с интервалом дня три-четыре, не больше. Закончил он сакраментальным ПРОСТИ МЕНЯ, – это важно! Возможно, не только мне чеканная пунктуация наскальных мотивов МЕНТЫ – КОЗЛЫ или WIN’95 – SUХХ напомнит о «Феноменологии духа». И всё же нельзя не заметить, что жанр политического граффити стилистически часто соседствует с искусством, лучшее название коему – гоп-арт. Это искусство также описывает и в той же степени изменяет социальный мир в неких элементарных отношениях: СЕРЁЖА ЧМО, КАТЯ СОСЁТ. Стоит ли гордиться таким соседством? Многие хотели бы быть как Бэнкси и монументальные принты на Музее политической истории доказывают, что у нас есть художники не хуже чем Бэнкси. И всё же, не слишком ли карнавально выглядит, скажем, ONE SOLUTION – REVOLUTION на том же заборе, что и пресловутый ХУЙ?
Со слов Барта мы знаем, что всякое господство начинается с запрета на язык. Посмотрите, как власть постоянно изменяет и усложняет свой поганый жаргон, все эти зачистки, модернизации и прочее исполнение наказаний. Так она отделяется от нас, от «былда». Таков у них тест на профпригродность. И пока народ безмолвствует, пока мы – угнетённые – позволяем говорить от своего имени, неважно кому, правительству, оппозиции, церкви, наши жизни будут лишь средством для строительства империй, инструментом для извлечения прибыли. Но и это ещё не всё. С некоторых пор (с изобретения всеобщей грамотности) угнетённым вменено в обязанность знать и использовать «свой» язык – язык Школы. Зачем это нужно власти? Для того, чтобы мы могли понимать приказы, читать декреты, давать показания. Поэтому наше принципиальное единство с угнетёнными означает порой сознательный отказ говорить с ними на одном языке, если это язык рабства и господства. Так популярный в московском районе текст БУШ ПИДОР. ЧТОБ ТЕБЯ УРКИ В ОЧКО ЕБАЛИ в чём-то конгениальна общему отношению населения к американскому империализму, но она почти каждым словом (кроме слова «Буш») противоречит анархической теории и практике.
Законы против вандализма и против нарушения общественного порядка часто принимают за законы в защиту частной собственности. Однако куда более важная их роль состоит в воспрещении неконтролируемого высказывания. Российская практика борьбы с плакатами в окнах собственных домов или репрессий за политические наклейки на личных автомобилях в этом особенно убеждает. Но какой же именно язык под запретом? Изначально свободный язык безвластных общин, вольных коммун и независимых синдикатов? Не думаю, что такой исконно чистый язык когда-либо существовал. Но даже если он будет представлен здесь и сейчас, то в фашистском обществе он моментально будет маркирован как язык сумасшедших, безобидных мечтателей или навязчивых религиозных сектантов. Куда опасней для власти язык освобождения, – насквозь поражённый господством и подчинением язык рабов, осознающих собственное рабство. Язык, который всякий раз приходится открывать и переизобретать заново.
Насколько сложная задача стоит перед освободительным движением можно судить по одному примеру. Вот отрывок из известного интервью художников-анархистов «Новой газете»:
«Вандализм – это термин, используемый властями, чтобы контролировать визуальную ситуацию в городе. В мире есть много художников, которые рисуют на стенах. Чаще всего их творчество уничтожают, закрашивают. Хотя умные хозяева зданий нередко потом снимают слой краски и восстанавливают рисунки. А в том же Берлине муниципалитет даже выделяет деньги уличным художникам, чтобы они рисовали на глухих стенах, украшая таким образом город».
Что здесь произошло? Измена!? Предательство!? Ничуть не бывало. На наших глазах один куст языковых и неязыковых практик сменил другой. Произошло вытеснение одного дискурса другим. Критический анализ власти сменился речью художника. Казалось бы, что с того? Ведь анархия и творчество до сих пор мыслились как родственные понятия. Однако основной целью анархизма является борьба с властью. Поэтому анархическое описание мира, стремясь сохранить возможность для бесконечного развития, всё дальше погружается в бесстрашное исследование человеческих отношений, настойчиво выискивая господство или его следы там, где раньше видели «всего лишь» Семью, Школу или Благотворительность. В то же время, при всей порой симбиотической близости анархии и искусства базовым метапонятием художественного дискурса является не Свобода, но Произведение искусства. Для бесконечного развёртывания всех возможных Произведений, для безусловной возможности реализации любого художественного акта, этот дискурс согласен принимать и «деньги муниципалитета» и спонсорскую помощь «умных хозяев». Хотя очевидно, что это столь же эффективные средства контроля «визуальной ситуации», как и статья «Вандализм» в УК.
Всем известно, что единственной площадкой, где анархический дискурс может развиваться свободно и беспримесно является Съезд Ассоциации Движений Анархистов)) Во всех остальных случаях он неизбежно переплетается с другими совокупностями языковых практик и экстралингвистических факторов. Борьба за сохранение окружающей среды, Социальная справедливость, Великий отказ, Помощь бездомным, Национальное самоопределение, – причудливую взвесь этих идеологических конструктов и собственно анархизма мы видим на наших сайтах, читаем в наших журналах, пишем на стенах наших домов. Возможна ли здесь синергия, или, говоря по старому, взаимопомощь, объединяющая эти идеологемы в единый метадискурс освобождения?  Да, возможна. Происходит ли внутри метадискурса освобождения конкурентная борьба различных описаний социального, ведущих к различной протестной практике? Она неизбежна. Вероятна ли здесь подмена понятий, ведущая к забвению наших целей? Пример этого мы видели.
Сегодня любое высказывание не только нуждается в дате произнесения вместо подписи, оно ещё и требует свидетельства того, в каком месте оно прозвучало. Поэтому фото и видео акций анархистов выкладываются в интернет. Поэтому акции анархистов никогда не ограничатся интернетом. Анархическое граффити – это не только речь угнетённых к угнетённым. Быть может именно в силу своей изначальной маргинальности и интерактивности у граффити сегодня есть шанс реализовать ту функцию письма, о которой говорил Барт: «выставить на посмешище, упразднить всякую власть (подавление) одного языка над другим, подточить любой метаязык, едва только тот успеет возникнуть».
Новый язык освобождения возникнет не в кабинетах и библиотеках, но на улицах и рабочих местах в повседневной борьбе против власти. Если вы стремитесь к свободе, помогите его рождению, – выразите методом граффити свою политическую позицию в течение недели после прочтения этого текста. В данном случае политика является нашим искусством, поэтому художественный уровень вашего творчества не имеет особого значения. Впрочем, если вы считаете по-другому, значит, так оно и есть. Чтобы начать действовать, не обязательно изобретать новую социальную концепцию. Если вы или ваша группа полностью согласны с каким-либо «классическим» анархическим принципом, напишите его на свободной стене или сделайте соответствующий трафарет, плакат, растяжку. Наконец, вы можете просто начертать близкий вам политический или религиозный символ или внести соответствующие изменения в уже имеющийся (зачеркнуть свастику у себя в подъезде). Помните об опасности нарушения закона. Старайтесь минимизировать этот риск. Как всегда, я прошу написать о результатах вашей деятельности на этом форуме.

Герберт Маридзе

Не в сети

#2 31.03.2010 12:21

Кот Ученый
Пушистый модератор
Зарегистрирован: 03.05.2009
Сообщений: 456

Re: Зачем анархисты делают это - 2

Собственно, анархический акт мы с подругой совершили не далее как вчера: отодрали от доски объявлений фашистский стикер. Млин, такое ощущение, что он сапожным клеем был приклеен!  mad

А насчет граффити добавила бы еще вот что: неплохо было бы еще писать ПОНЯТНЫЕ надписи. Можно разрисовать хоть весь город надписями вроде A.C.A.B., но те, кто не в теме, будут проходить мимо и выводов не сделают.


...движимые силою начальстволюбия, [глуповцы] немедленно впали в анархию.
(с) М.Е. Салтыков-Щедрин, "История одного города"

Не в сети

#3 31.03.2010 12:47

anarchist IVANOV
Преподобный
Откуда Ярославль
Зарегистрирован: 30.04.2009
Сообщений: 2,141
Сайт

Re: Зачем анархисты делают это - 2

Товарищи, призываю всех перепостить к себе в блоги куски статьи/статью со ссылкой на этот тред. Я уже пропиарил в микроблоге на juick.com.

Эх, когда только альфа нашего движка будет, наконец, готова к тому, чтобы туда можно было вешать статьи и книги...  sad


d1884d4998f0.png
062d47943720.gif
aca6d123aee8.png

Не в сети

#4 01.04.2010 02:54

A-kontra
Анархист-индивидуалист
Откуда Moskau—NN
Зарегистрирован: 31.03.2010
Сообщений: 160

Re: Зачем анархисты делают это - 2

Кот Ученый пишет:

Можно разрисовать хоть весь город надписями вроде A.C.A.B., но те, кто не в теме, будут проходить мимо и выводов не сделают.

Насчёт А.С.А.В. — мой хороший друг, правый фанат, вообще всегда был уверен, что это их, фанатское, т.к. 'стражей порядка' они дюже не любят (последние отвечают им, впрочем, тем же). Со своей стороны хотел бы сказать, что видел порядочно граффити с лозунгами S.H.W.P. (с 'кельтом') и/или 14/88, соседствующих с А.С.А.В.

>>http://fratria.ru/downpaper/acab_1280x1024_f.9808.jpg (F.C.S.M. — не что иное как ФК Спартак (Мск), а 'Фратрия' — организация ('фирма') болелов-спартачей (по умолчанию правых).

Кот Ученый пишет:

А насчет граффити добавила бы еще вот что: неплохо было бы еще писать ПОНЯТНЫЕ надписи.

'Понятные' для кого? Это ведь превеликий вопрос, кому и как адресовать агитацию, должна ли она вообще быть и, если последнее, то в такой ли форме как сейчас.


Душа, не стремись к вечной жизни,
Но постарайся исчерпать то, что возможно.

Пиндар, Пифийские песни (III, 62-63)

Не в сети

#5 20.06.2010 11:25

GAA
Гость
Откуда СПб
Зарегистрирован: 30.03.2010
Сообщений: 8

Re: Зачем анархисты делают это - 2

могу сказать по этому поводу, что такие графити всегда бросаются в глаза, если, конечно, их не налеплено 50 штук на квадратный метр.

думаю,  человек идущий мимо свежевыкрашенной стены и обнаруживающий на ней "пятно" - граффити, не сможет не посмотреть.


Весь мой негатив,что копился внутри выливается в истиричный смех,
А ты удивляйся и смотри, как я становлюсь выше всех.

Не в сети

#6 20.06.2010 14:28

Егор
Политрук
Откуда Внутренняя Монголия
Зарегистрирован: 01.05.2009
Сообщений: 1,031
Сайт

Re: Зачем анархисты делают это - 2

Ну тык посмотрит он на ACAB, скажет - вот вандалы блджад. Не ну правда  лозунги каких-то граффитчиков типа "зачем? не toy!!" у меня такие же мнения вызывают.
А вот надпись "Директор завода %usernsme%  - паразит!" - совсем другими мыслями сопровождается, я гарантирую это!


Спасти майора Матвеева http://politzeky.ru/soyuz-solidarnosti/ … 94679.html

Не в сети

Подвал раздела

Работает на FluxBB 1.5.11 (перевод Laravel.ru)