Вы не вошли.
Это вам приятно)) А какого-нить ортодокса с ИФА^WЕФА кондратий хватит))))
Не в сети
Да ну их. Анархизм -- не религия же
Так что лучше распространять сию благую весть как можно шире, особенно на разнообразные ЕФА. Для искоренения ортодоксов %)
Не в сети
А ведь похоже, что об этом-то он и писал. И тогда - да, рынок возможен и при коммунистических отношениях.
таки может быть. не пойму тогда только - зачем?
(вааще, надо в указанное писание рауша тоже углубиться)
Не в сети
http://oetar.livejournal.com/56860.html
Данная биография является, вероятно, самой полной из доступных в Интернете по-русски биографий Л. фон Берталанфи. Остальные - совсем краткие. Как вещь редкую - привожу полностью.
Людвиг фон Берталанфи (Bertalanffy, 1901–72) – австрийский биолог-теоретик, натурфилософ, один из основоположников «общей теории систем», выдающийся представитель теоретической биологии первой половины XX в.; ученый, занимавшийся фундаментальным исследованиями в области биофизики, физиологии (уравнения Берталанфи), психологии, раковых заболеваний (метод цитозной диагностики рака), а также сравнительными исследованиями по психологии. Ученик М. Шлика – одного из основателей группы австрийских философов-позитивистов, известной как “Венский кружок”.
В 1934—48 доцент, затем профессор Венского университета; после эмиграции в Канаду (1949) - в университетах Оттавы, Монреаля, Лондона (visiting professor), Альберты, Нью-Йорка (профессор факультета социальных наук) и т.д. При этом ученый много занимался исследовательской работой в различных научных фондах и проектах (напр., во Всемирной организации здравоохранения ООН). В 1954 Берталанфи (вместе с К. Болдингом, Р. Джерардом и А. Рапопортом) основал Общество развития общей теории систем (с 1957 – общих системных исследований) и был его вице-президентом.
В последние годы жизни Берталанфи занимался преимущественно разработкой системной, организмической концепции человека, в которой важная роль отводится способности человека действовать с символами. В год своей смерти за вклад в развитие фундаментальной науки (“первым предпринял математически строгий подход к изучению биохимических синергий”) Берталанфи был выдвинут на Нобелевскую премию.
Автор 13 монографий, более 200 статей, редактор авторитетных научных изданий. Среди его трудов выделяются: “Теоретическая биология” (1932 и 1940); “Современные теории развития. Введение в теоретическую биологию” (1933 и 1962); “Проблемы жизни” (1949); “Роботы, люди и разум” (1967); “Общая теория систем. Основания, развитие, сферы применение” (1968); “Психология организмов и теория систем” (1968); “Походы к общей теории систем. Научно-философские исследования” (1975).
Берталанфи признан как мыслитель, значительно содействовавший развитию философии и методологии науки, прежде всего своей разработкой кинетической теории стационарных открытых систем и общей теории систем. Он одним из первых применил системный подход в психологии и социальных науках. Его идеи нашли применение в медицине, психиатрии и др. прикладных дисциплинах.
В Чикагском университете в конце 1930-х ученый впервые предложил общую теорию систем, понимаемую как любую теоретическую систему, объединяющую проблематики нескольких научных дисциплин, а также занимающуюся “системными законами в целом” в качестве универсальной методологии науки. Однако к непосредственной работе над общей теорией систем Берталанфи приступил в 1950-е, причем не ограничиваясь лишь методологическими вопросами: напр., с гуманистической философско-научной позиции он критиковал необихевиоризм; изучал современный мир технологий, которые не только отделили человека от природной среды, но и изолировали людей друг от друга, считая, что подобную ситуацию можно преодолеть путем поддержания и развития “символических миров культуры”, созданных человечеством в ходе эволюции. Он призывал к единству человечества ради его выживания.
Ядром общей теории систем является сформулированная в 1930-е организмическая теория систем (organismic system theory). Исходя из предположения, что внутри органической системы идет некий динамический процесс, Берталанфи задался целью вывести все жизненные феномены из самопроизвольной группировки сил в системе. Он дал развёрнутый анализ противоречий механицизма и витализма, возникновения и развития организмических идей о целостности организма и на основе последних — формирования системных концепций в биологии. На следующем этапе он создал эвристическую модель организма как открытой системы, стремящейся к постоянному, устойчивому состоянию, и выдвинул в данной связи два биологических принципа: возможности нахождения организма в неравновесном состоянии и иерархической организации системной структуры. Ученый подкрепил эту теорию количественными результатами анализа развития и метаболизма биологических систем.
В 1940-е Берталанфи привнес в свои теоретические разработки по открытым системам исследования в области термодинамики необратимых процессов: закрытая система определяется кинетически обратимым равновесием, а открытая - динамически необратимым состоянием устойчивости, что позволяет ее компонентам синхронизироваться как друг с другом, так и с единым целым системы. Тем самым любая общая система обладает уровнем саморегуляции, сравнимым с поведением органических систем. При наблюдении энергетики открытой системы оказывается, что она стремится к состоянию стабильности, постоянства, потому что оно соответствует минимальному уровню нарастания энтропии, а это, в свою очередь, стабилизирует структуру и энергетическую динамику системы. Таким образом, начнется рассеивание энергии, придающей определенную конфигурацию системной структуре, поскольку система поддерживает себя в состоянии, далеком от равновесия.
Соединив органические и термодинамические направления исследований, Берталанфи предложил общую теорию систем в качестве метатеории, дающей ей возможность определять построение моделей в самых разных научных дисциплинах. В отличие от математической концепции системы, его теория описывает системы на неформализованном языке, ориентируясь на их качественные характеристики. Задача теории общих систем получалась очень амбициозной: разработка универсальных принципов, имеющих силу для всех систем вообще. Провозглашенная цель потребовала переформулирования классической концепции системы и определила систему в качестве категории, посредством которой устанавливается связь между объектами и явлениями.
Новая модель системы представляет её уже как набор взаимосвязанных компонентов, иными словами, комплексным образованием в пространстве и времени, которое демонстрирует структурные подобия (изоморфизмы). Система конструирует себя так, чтобы её части сохраняли свою структуру, будучи составлены из более мелких частей, и могли восстановиться после нарушений, вызываемых средой. Поскольку между живыми организмами, кибернетическими механизмами и социальными системами существуют изоморфизмы, то можно создавать межотраслевые научные модели и передавать данные от одной дисциплины к другой.
В качестве методологии, применимой во всех науках, общая теория систем включает в себя кибернетический принцип обратной связи в виде специального класса саморегулирующихся систем. Однако, по Берталанфи, между общей и кибернетической теориями есть принципиальные различия: в кибернетике механизмы обратной связи управляются строгими ограничениями; более того, регулирующие механизмы кибернетических систем исходят из предустановленных правил, а динамические системы общей теории основаны на свободном взаимодействии многих сил. Общенаучный вклад Берталанфи, таким образом, определяется в первую очередь развитием современных теорий систем, которые в настоящее время изучают нестационарные структуры и динамику самоорганизации сложных образований (напр., таких как политические системы).
Известен Закон фон Берталанфи (принцип эквифинальности) - конечное состояние открытой системы не зависит от её начального состояния и определяется особенностями протекающих внутри неё процессов и характером её взаимодействия со средой.
Следует добавить несколько вещей:
1. Сам Л. фон Берталанфи считал историческим предшественником общей теории систем гештальтпсихологию.
2. Российский учёный, революционер, философ, писатель и медик А.А. Богданов (1873-1928) в своём труде «Тектология: Всеобщая организационная наука» (1912-22) предвосхитил ряд положений общей теории систем и кибернетики. Фритьоф Капра в своей известной книге «Паутина жизни», сообщает, что широко обсуждавшееся немецкое издание «Тектологии» вышло в 1928 году и удивляется, что австриец Берталанфи, писавший свои основные труды по-немецки не был с ним знаком.
3. Определённый план разработки “теории сложных систем” незадолго до Берталанфи наметил польский философ и логик, известный как создатель праксеологии Тадеуш Котарбиньский (Kotarbiński, 1886-1981).
Не в сети